Четверг, 24 Ноября 2022

Депутаты КПРФ задали вопросы и выступили на отчете в Госдуме российского министра здравоохранения PDF Печать

23 ноября в Госдуме проводился правительственный час. Выступил Министр здравоохранения России М.А. Мурашко с докладом на тему: "О реализации государственной политики в сфере охраны здоровья, федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" и мерах по повышению устойчивости системы здравоохранения к новым вызовам". Ему задали вопросы и выступили по докладу депутаты фракции КПРФ.

kprf_emblemaМурашко М. А., Министр здравоохранения Российской Федерации:

Добрый день, глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, приглашённые, коллеги!

Я хотел бы начать с того, что весь прошлый год мы работали в условиях изменяющегося мира, мы жили в условиях пандемии, на смену которой пришли новые вызовы, и я коснусь их тоже. Закономерно изменились требования к системе здравоохранения. Граждане хотят услышать, а главное увидеть, какие меры мы принимаем, для профилактики всех этих рисков. И я об этом, конечно же, сегодня скажу.

В период распространения коронавируса резко повысилась эффективность подготовки антикризисных мероприятий от идеи до закона и реализации. Этот результат работы той слаженной системы, которую мы создали вместе с депутатами Государственной Думы, такой подход позволил ускорить принятие законов, сохраняя их высокое качество. Вспоминая "правительственный час" в начале пандемии, когда мой доклад звучал в абсолютной тишине, каждый в зале понимал, что мы стоим перед лицом беспрецедентной угрозы. Результатом нашего совместного ответа на неё стало принятие свыше 200 нормативно-правовых актов, законов, актов правительства и дополнительно 70 приказов Министерства здравоохранения. Хочу поблагодарить вас, Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, за поддержку и оперативное принятие актов, которые были направлены на борьбу с новыми вызовами.

Мы спроектировали и реализовали новую управленческую модель, и это дало возможность скоординировать наши действия, оперативно реагировать на вызовы и подготовить необходимые решения по обновлению проектов и государственной программы, разработать новые инициативы социально-экономического развития и объединить все эти меры в единый план. Система доказала, что может справляться с более чем с двумя с половиной миллионов пациентов одновременно. Если бы в тот период первичное звено не трансформировалось, не были бы внедрены и цифровые сервисы, и доступ к медицинским документам, ПЦР, электронный сертификат, дистанционный больничный лист и многое другое, что фактически было сделано за кратчайшие дни.

Первичное звено - это самая востребованная часть медицинской службы у граждан. Только за 2021 год мы имели более 1 миллиарда посещений в первичном звене. Отсюда следует и особая роль первичного звена как в реализации государственной политики, так и в обеспечении устойчивости системы в ответ на вызовы, а также роль драйверов трансформации всей отрасли.

На протяжении всей жизни каждый человек взаимодействует с первичным звеном, и для каждой возрастной группы есть свой формат взаимодействия. Уже с периода беременности формируется здоровье ребёнка. В детстве за счёт профилактических программ предупреждаем заболеваемость и инвалидность.

В трудоспособном возрасте наши активности направлены на сохранение здоровья и реализацию репродуктивных планов семьи коррекцию факторов риска не инфекционных заболеваний, профилактику сосудистых катастроф. И также набора социальных проблем, которые отражаются, конечно же, на здоровье. Для населения старшего трудоспособного возраста принципиальным является поддержание качества жизни, здоровья и устойчивое движение по наблюдению по неинфекционным заболеваниям, активное долголетие. В рамках идеологии новой поликлиники мы предлагаем те инструменты, которые обеспечат бесшовный путь человека на протяжении всей его жизни при взаимодействии с системой здравоохранения. Для этого требуются все ресурсы системы здравоохранения, инфраструктура, кадры, информатизация, реальные данные о результатах.

Безусловно, каждой задачей для отрасли, главной задачей для отрасли в текущих условиях является достижение национальной цели продолжительности жизни 78 лет к 2030 году. Хочу отметить, что к факторам, влияющих на продолжительность жизни, относятся кроме доходов, жилищных условий, активности физической, но также и доступности качества медицинской помощи, прежде всего, в первичном звене. Потери продолжительности жизни в течение предыдущих двух лет пандемии связаны, конечно же, с COVID и его осложнениями.

Хотел бы отметить, что несмотря на атаку высокопатогенными штаммами, и двухкратный рост заболеваемости в 2021 году, нам удалось сохранить большее количество жизней, чем в 2020 году, дать доступ вакцинам, лекарственным препаратам и практически обеспечить медицинские учреждения, основной массе отечественными препаратами. При этом благодаря мобилизации и перепрофилированию медицинских организаций мы прошли пиковые волны без локдаунов. Медицинская помощь оказывалась, а экономика страны не останавливалась и показала рост.

Сегодня мы вышли на устойчивую траекторию снижения смертности. Фактически за короткий период показатели снизились ниже до пандемийного 2019 года, с учётом складывающейся динамики мы прогнозируем снижение... улучшение показателей и выше, чем мы ожидали в едином плане на этот год.

Сохраняется минимум младенческой смертности, отмечается сокращение смертности от онкологических заболеваний. Ещё большее снижение достигнуто по болезням системы кровообращения. Оно составило практически на 10 процентов ниже, чем в допандемийный 2019 год.

Это хороший пример того, как таргетные действия, основанные на понимании резервов по сокращению смертности, позволяют управлять общественным здоровьем.

Хочу отметить, в 2023 году рост субвенций в системе ОМС составит 286 миллиардов рублей или почти 12 процентов, что позволит нам продолжить трансформацию процесса.

Изменения именно в первичном звене должен почувствовать гражданин. Более того, по данным ряда соцопросов это самые ожидаемые перемены. В ответ на этот запрос общества новый этап трансформации первичного звена был дан Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в поручении по разработке беспрецедентной и стратегически важной программы модернизации первичного звена здравоохранения.

Для реализации сельской медицины, а я от вас от многих слышу эти вопросы, создано на сегодняшний день уже более 3 тысяч фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, это стала медицина лучше уже более чем для 3 миллионов жителей села.

До конца 2025 года мы планируем ввести ещё более 3 тысяч 800 ФАПов, мы хорошо экономим и получаем дополнительные амбулатории и ФАПы. Учитывая большое количество объектов первичного звена, принципиальное значение имеет осуществление капитальных ремонтов, были отремонтированы уже почти 800 ФАПов и амбулаторий, к концу 2025 года отремонтируется ещё более 2 тысяч 800 таких объектов. Работа по строительству и капитальному ремонту чувствительна к вопросам изменения стоимости материалов, стоимости рабочей силы и многое другое. Поэтому это направление заслуживает, в том числе и депутатского контроля. С учетом удорожания выделены дополнительные средства и почти 8 с половиной миллиардов рублей на дополнительно на 110 объектов.

При строительстве и реконструкции объектов мы закладывали максимально возможный функционал. Так, кроме подключения к Интернету, предусматривается оснащение медицинским оборудованием с цифровыми каналами передачи данных, то есть путь цифрового ФАПа, что в разы расширяет его возможности. Более того, кроме функций по диагностике, в том числе телемедицинской, в 35 с половиной тысяч ФАПов обеспечена возможность отпуска медицинской продукции и лекарственных препаратов, что делаем ФАП по-настоящему удобным и функциональным. Это был запрос депутатов, мы реализовали это в течение трех месяцев.

Кроме ФАП и амбулаторий, в рамках реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения к концу 2025 года мы планируем ввести еще более 550 объектов. Уже создан 41 крупный объект инфраструктуры первичного звена здравоохранения.

Кроме того, к 2025 году планируем отремонтировать более 3 тысяч объектов. Сегодня уже более 1 тысячи 600 отремонтированы и эксплуатируются.

Для оснащения новым современным оборудованием всех этих объектов поставлено 58 тысяч единиц оборудования. Изначально в 2021 году, когда мы стартовали, мы планировали всего 26,5 тысяч единиц оборудования под эти средства. Путём оптимизации ценообразования, отечественных производителей, допуск к поставкам - всё это фактически позволило нам увеличить поставляемое оборудование в два раза.

Помощь должна быть мобильна, для этого приобретено 1 тысяча 320 передвижных медицинских комплексов, сегодня они активно работают. В 2022-м и в 2023 году будет поставлено еще 500 мобильных комплексов. В первичное звено передан рекордный объём транспорта - более 11 тысяч единиц. Это только те, которые обслуживают участки. Плюс 11 тысяч вылетов санавиации, плюс поставка автомобилей скорой помощи. Медицина становится реально мобильнее.

Отмечу, что часть мероприятий всех федеральных проектов в составе нацпроекта направлена на повышение доступности первичной, но уже специализированной помощи.

Так, построены онкологические диспансеры в шести регионах, 449 центров амбулаторной онкологической помощи, что приближает химиотерапию к месту проживания пациента. Это удобно. 540 центров амбулаторной онкологической помощи будет всего введено по результатам проекта.

Кроме того, для диагностики и лечения онкологических пациентов в эксплуатацию введено более 11 тысяч единиц медицинского оборудования, в том числе тяжёлая техника, и многое поставляется в этом году. Это реально становится элементом обязательной терапии, там, где она показана. 15 тысяч единиц медицинского оборудования для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Важно слышать отзывы граждан о реализации проектов. По ряду многих мониторинговых систем, мы видим, бурное развитие инфраструктуры стало отражаться на показателях удовлетворённости. Эта динамика наблюдается в последние годы. И сегодня мы переломили тренд, когда в инфраструктуру вкладывалось, а удовлетворённость не росла.

Сегодня рост есть, и это один из самых высоких показателей за предыдущие периоды. Хочу отметить, что для удобства мы реализовываем сегодня единый визуальный образ в первичном звене, разработанный совместно с нашими коллегами из АНО "Национальные проекты".

 

Вторую часть своего доклада я посвящу инвестициям в совершенствование процессов первичного звена. Только инфраструктура не решит проблем. Новые и реконструированные объекты в рамках формирования единого бережливого производства, которое сокращает время ожидания пациентом, которое увеличивает время работы врача именно на контакт с пациентом, сегодня изменилось. С пациентом время работы возросло в два раза, и время ожидания пациентом медицинской помощи сократилось практически в четыре раза. Создание и тиражирование новой модели организации: сегодня 75 процентов медицинских организаций уже трансформировали свою работу.

Медициной первичного... Миссией первичного звена является профилактика и ранняя диагностика хронических заболеваний. Для совершенствования процедур диспансеризации и диспансерного наблюдения мы обновили документы и новый порядок по диспансерному наблюдению хронических пациентов. Это важный элемент именно ведения хронических пациентов.

Помимо этого, это крайне важно для выявления пациентов высокого риска. В том числе разработаны методические рекомендации, предусматривающие персонифицированный подход к формированию контингентов с учетом имеющихся заболеваний и использования цифровых технологий для оптимизации времени работы врача в пользу работы с пациентом.

Мы видим большой интерес населения к онлайн-взаимодействию с системой здравоохранения. Этот вызов нам ещё полностью предстоит пройти. Сегодня мы видим, что обращаемость увеличивается. Более 19 миллионов человек уже воспользовались сервисом "Мое здоровье". Сегодня самые востребованные сервисы - это запись на прием к врачу, мы в еженедельном формате работаем с регионами по совершенствованию этой системы. Это только верхушка айсберга. Целую массу проблем приходится решать в регионе, для того чтобы эта система работала. По сравнению с январем почти в четыре раза возросла эффективность записи на прием.

Не могу не остановиться на очень чувствительном вопросе оплаты труда медицинских работников. В период самый тяжелый - в период пандемии осуществлялись выплаты стимулирующего характера, которые входили в фонд оплаты труда. В 2021 году выплаты осуществлялись как специальные социальные выплаты.

И, конечно же, изменение системы оплаты повлияло на средний уровень заработной платы.

И, по данным Росстата, в 2021 году указанные соотношения выполнены по 50 регионам по соблюдению указа президента, среднему медицинскому персоналу - в 66 регионах. В этом году чтобы обеспечить максимальное соблюдение, правительство 59 миллиардов рублей сейчас выделяет в регионы. Понимая необходимость системных мер, прорабатывается вопрос о механизмах стимулирования работников первичного звена.

Подготовка, обучение и сохранение медицинских кадров - сложный комплексный вопрос.

Первое. Мы увеличили на 20 процентов целевой прием студентов. Таким образом, сегодня квота по целевому обучению - свыше 70 процентов.

Второе направление - это выплаты "Земский доктор" и "Земский фельдшер", причем я хочу отметить, что мы ответили на вопросы депутатов, и те, кто возвращаются в родные села, получают также эту компенсацию.

Третье ключевое направление - сохранение кадров как внутри региона, и поэтому региональные программы по поддержке жильем, социальными гарантиями и так далее мы от каждого региона требуем.

В период пандемии по-настоящему в тяжелых условиях мы фиксировали отток кадров в большей степени за счет выхода на пенсию старшей возрастной группы медицинских работников. В то же время по наиболее дефицитным специальностям в результате принимаемых мер именно в первичном звене нам удалось эту ситуацию, не допустить оттока, а даже увеличить почти на 3 процента по врачам-терапевтам, врачам- онкологам и врачам-кардиологам.

Не могу не затронуть тему цифровой зрелости регионов, которая имеет высокую неоднородность. Часть регионов-лидеров достигли высокой зрелости, часть регионов по-прежнему находится еще в базовой трансформации процессов.

Основным инструментом цифровизации здравоохранения является федеральный проект "Создание единой государственной информационной системы".

На данный момент в результате реализации более 1 миллиона автоматизированных рабочих мест сегодня установлено в медицинских организациях, и к медицинским информационным системам сформированы уже доступы.

Сегодня задача стоит уже более глобально, чем просто цифровизация. Нужно обеспечить единство и полноту данных здравоохранения, реализовать принцип однократного ввода, чтобы не забивать несколько информационных систем в различных информационных системах. Для этого в настоящее время работаем над созданием домена "Здравоохранение" и провязкой единых справочников и единых подходов. Это путь к формированию цифровых двойников пациента, врача, государства, медицинской организации. Это значимо облегчит и персонификацию медицинской деятельности.

В третьей задаче, в третьей части доклада я хотел бы коснуться новых вызовов. Комплекса мер по организации медицинской помощи мы уже коснулись, но хотел бы обратить внимание, несмотря на снижение допандемийного уровня показателей смертности, мы видим, что огромный резерв сегодня, это более пяти с половиной лет, это болезни системы кровообращения.

Кроме реализуемых уже проектов мы очень эффективно подходим к использованию денег.

Так, например, с 1 июля прошлого года помимо углубленной диспансеризации мы расширили амбулаторное обеспечение пациентов, перенесших сосудистые катастрофы и оперативные вмешательства. Из тех средств, которые были выделены, 10 миллиардов рублей, мы увеличили на еще один год дополнительно для этой категории пациентов лекарственное покрытие без увеличения финансирования, и в этом году расширили список получаемых лекарственных препаратов дополнительно для тяжелых пациентов.

Большой резерв, конечно же, сахарный диабет.

Я благодарю вас за поддержку инноваций, которые касаются налогообложения по сладким напиткам. Средства пойдут как раз на сахарный диабет. Программа сейчас внесена в правительство, и ждем, соответственно, ее финализации.

Другими новыми направлениями стало совершенствование медицинской реабилитации, 60 миллиардов рублей направляются на эти цели.

И в этом году уже поставлено оборудование, и около 1 миллиона пациентов прошли реабилитацию на амбулаторном и стационарном этапе.

В этом году будут дооснащены 157 региональных медицинских организаций и 28 федеральных центров.

Следующая группа новых вызовов пришла к нам из сферы искусственных экономических санкций.

Сегодня принято, и я вам очень признателен, более 40 антикризисных мер. В своем докладе я выделю лишь шесть.

Во-первых, организован мониторинг. Вы помните, как мы спорили, вводить маркировку или нет? Я вам очень признателен, что мы ее вели. Это сегодня позволяет нам видеть, что происходит в рынке, и прогнозировать.

По данным мониторинга в регионах созданы достаточные запасы лекарственных препаратов, не менее чем на 4 месяца, и также мы авансируем расходы в системе ОМС. И также это будем делать на следующий год.

Вторым важнейшим направлением упрощения процедур закупки и в том числе проведения совместных торгов создано казенное предприятие "Федеральный центр", которое фактически сегодня при объединении таких конкурсных процедур экономит до 30 процентов и фактически позволяет нам расширить объем пациентов, которые получают лекарственные препараты.

Четвертый блок вопросов - это бесперебойное оказание медицинской помощи и приоритетная продукция. Приоритетная продукция, список ее составлен и с Минпромторгом мы сегодня реализуем и производство, и научную разработку.

Следующая задача - это упрощение процедуры регистрации и прямой диалог с производителями.

И последнее, шестое - это контроль ценообразования и цены могут быть изменены только по объективным причинам.

Закономерно следующей задачей для обеспечения импортонезависимости, конечно же, является медицинская наука для человека. Это проект, реализуемый по поручению председателя правительства. Ключевые компоненты - это сопровождение в патентной защите, выход на регуляторику и получение регистрационных удостоверений и коммерциализация, выход производства. В 2022 году поддержано 13 таких проектов.

Не менее приоритетной задачей является работа по интеграции медицинских организаций новых субъектов. Всего на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской работают более 450 медицинских организаций, на 132 объектах идут восстановительные работы. Во всех этих организациях работают более 78 тысяч медицинских работников, 16 тысяч врачей.

Для организации методической поддержки всех этих организаций мы закрепили курацию в федеральных центрах и каждый специалист и каждый руководитель выезжает в этот регион.

Кроме того, оказываем кадровое усиление, в том числе проводим сейчас профилактические осмотры всех детей, планируем завершить их до конца учебного года. Поставили более 380 автомобилей скорой медицинской помощи, передвижных комплексов уже фактически 100 и совместно с МЧС ведем закупку и доставку лекарственных препаратов и медизделий.

Хочу поблагодарить в этом вопросе МЧС и Минобороны.

Ну и в завершающей части своего доклада я хотел бы поблагодарить вас за большую совместную работу и, конечно бы, мне хотелось бы выделить работу по регулированию вопросов донорства, онлайн продажи лекарственных препаратов. Мы ведем работу по 26 законопроектам. И еще раз вам спасибо большое за совместную работу. Благодарю.

Изотова Г. С., заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, Михаил Альбертович, уважаемые депутаты!

Счётная палата уделяет приоритетное значение вопросам реализации госполитики в сфере охраны здоровья, безусловно, принимая во внимание особенности текущих вызовов для системы здравоохранения.

Так в 2022 году правительством было принято 36 антикризисных мер в сфере здравоохранения. Большая их часть связана с ценообразованием и правовым регулированием оборота лекарств и медизделий. Счётная палата считает данные меры обоснованными. Правда, оценить эту эффективность мы планируем в следующем году.

В 2021 году ожидаемая продолжительность жизни в среднем по России составила 70,1 года.

Смертность в основном была обусловлена коронавирусом, болезнями органов дыхания, системы кровообращения. Стоит отметить, что при формировании мер госполитики в сфере здравоохранения не учитывается их вклад в снижение смертности и повышение ОПЖ. Счётная палата в свою очередь рекомендовала правительству разработать соответствующую методику.

Правительством Российской Федерации и Министерством здравоохранения проводится, без сомнения, колоссальная работа в целях развития отрасли. В то же время всё ещё нам приходится, Счётной палате приходится отмечать некоторые недостатки, и остановлюсь на них сейчас.

Реализация мер по обеспечению доступной первичной медико¬санитарной помощи требует повышения эффективности. В некоторых субъектах Российской Федерации мероприятия программ развития первичной медико-санитарной помощи, в том числе в части обеспечения создаваемой и модернизируемой инфраструктуры не обеспечивают в полном объёме потребность в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте учреждений.

В 2021 году показатели по уровню заработной платы врачей не достигнуты в 35 регионах, среднего и младшего медперсонала в 17 и 68 соответственно. Вместе с тем средства НСЗ ФОМС, предусмотренные на оплату труда врачей и среднего медперсонала, расходуются на низком уровне. Конкретно, например, в этом году по состоянию на 1 октября расходование составило всего лишь 7,7 процента.

Отмечу, что Счётная палата осуществляет мониторинг вопросов укомплектованности медорганизаций и обеспеченности кадрами отрасли, требующее, на наш взгляд, серьёзнейшего внимания.

Отмечу, что система защиты прав застрахованных в сфере ОМС находится на стадии формирования. Бремя защиты своих прав в судебном порядке практически полностью ложится на граждан.

При проверках Счётной палаты выявлены недостатки реализации цифрового контура здравоохранения, формирующие дополнительную нагрузку на медработников и значительные препятствия к использованию данных системы для мониторинга и развития управленческих решений. Врачи зачастую вынуждены вводить одну и ту же информацию в несколько информационных систем.

Лекарственное обеспечение граждан требует повышения эффективности.

Жители регионов не обеспечены равными правами на получение качественного медицинского... медикаментозного лечения. Так, в некоторых субъектах Российской Федерации было выявлено несоответствие утверждённых на региональном уровне перечней жизненно важных лекарственных препаратов федеральным требованиям. Кроме того, отдельные регионы сокращают перечни групп населения, которым медикаменты отпускаются по рецептам бесплатно.

В сельской местности лекарственное обеспечение характеризуется труднодоступностью и удалённостью населённых пунктов, неразвитой инфраструктурой.

Здесь стоит отметить эффективную работу, проведённую Минздравом в части обеспечения ФАПов и центров общей врачебной практики лицензиями на отпуск лекарств для сельских жителей. При этом следует отметить, что соответствующая реализация медикаментов в данных медучреждениях формирует потребность в финансовых средствах, механизмы выделения которых не предусмотрены.

Завершая своё выступления, уважаемые коллеги, уважаемые депутаты, докладываю, что Счётная палата, безусловно, продолжит анализировать  меры государственной политики в сфере здравоохранения с точки зрения эффективности и повышения устойчивости отрасли.

Спасибо за внимание.

Куринный А. В., фракция КПРФ:

- Уважаемый Михаил Альбертович, долгая дискуссия была в Государственной Думе, в том числе и вчера, по поводу государственных расходов на здравоохранение по отношению к объему ВВП.

В Российской Федерации на протяжении ближайшей трехлетки это будет 4 процента вместо минимально 6 необходимых, по данным экспертов. Это не позволяет решать кадровую проблему, в частности, в том числе и выплат достойных заработных плат, вопросы лекарственного обеспечения, которые сегодня уже обсуждались. Ну и, безусловно, это будет, поставит огромные сложности для исполнения стратегических целей, поставленных в указах президента. Какие меры в этой связи предпринимает Министерство здравоохранения? Что планируется в ближайшее время? И один маленький частный вопрос. Как лично вы относитесь к возможности регулирования цен на медицинские изделия, на ряд медицинских изделий в Российской Федерации по образцу ЖНВЛП, лекарственных препаратов?

Мурашко М. А.:

- Глубокоуважаемый Алексей Владимирович, ну во-первых, безусловно, система здравоохранения должна быть насыщена средствами, они должны покрывать те государственные гарантии, которые приняты. И сегодня сбалансирован бюджет и по ОМС, вы завтра будете принимать его уже в финальном чтении. Я хочу просто несколько цифр.

В 18-ом году от ВВП было 3,2 процента, 19-й - 3,4, 20-й - 3,8, 21-й - 4 процента. То есть рост идет.

И, конечно же, решения, которые касаются заработной платы, правительство их сейчас прорабатывает, я думаю, что они будут приняты, и, соответственно, эта ситуация начнет меняться в лучшую сторону. Это однозначно так.

Поэтому увеличение объемов финансирования, ну надо и экономику чтобы вы поддерживали и развивали, соответственно, тогда и в здравоохранение денег придет больше.

Это то, что касается непосредственной первой части вопроса.

Вторая, это по регулированию цен на медицинские изделия.

У нас есть на сегодняшний день по ряду имплантируемых медицинских изделий отсечки, мы сделали, сформировали начальную максимальную цену контракта. Риск в чем? Жесткое регулирование цен на медицинские изделия, имплантируемые в частности, и ряд других, может повлечь за собой дефицит на рынке тех или иных ну вариантов медицинских изделий. Мы это прорабатывали.

Поэтому здесь если подходить, то тоже очень тонко к определенным видам медицинской продукции, тем более в сегодняшних условиях, и я думаю, что вы об этом знаете и понимаете.

Спасибо.

Осадчий Н. И., фракция КПРФ:

- Уважаемый Михаил Альбертович, конечно, главная проблема - это кадровая. В прошлом году назывались цифры: дефицит 25 тысяч врачей и 130 тысяч работников среднего звена. Согласны ли вы с тем, что главные причины дефицита - это обеспеченность жильём, размер заработной платы и возможно уровень престижа профессии. Если говорить о зарплате, то несправедливо, когда зарплата медицинских работников от региона к региону отличается в несколько раз.

Вот скажите, пожалуйста, каков дефицит на данный момент кадровый? И на каких уровнях системы он наиболее заметен? ФАПы мы строим, значит, передвижные комплексы создаём, это хорошо. А есть ли кому там работать? Насколько кадровая потребность закреплена, отражена в бюджетных наших документах? И почему отложен проект по заработной плате на два, на три года практически?

Мурашко М. А.:

- Благодарю за вопрос.

Первое. Значит, дефицит кадров по врачам это около 25 тысяч человек, ну 25-26 там вот в этих пределах, по среднему персоналу в пределах 50 тысяч, это дефицит, который сегодня есть по отрасли, который необходимо, конечно же... это не критичный дефицит, но он важный.

Вот теперь вы правильно задаете вопрос: на каких участках? Первичное звено, сельское здравоохранение - вот это вот приоритетное направление, потому что в стационарах в городе, в общем, дефицита, как правило, нет. За исключением там важными являются анестезиологи- реаниматологи, по ним сегодня востребованность колоссальная, ну и в современных условиях это, в общем, не снижается.

Жилье не всегда решает, у нас масса сельских населенных пунктов, где предоставляется жилье, где предоставляются условия заработной платы. Мы, кстати, в следующем году в программе госгарантий закрепили, уже вот просили, депутаты обращались, фиксировать суммы расходов на ФАП, это в программе госгарантий в проекте сейчас заложено, чтобы ну не по подушевому принципу, а именно вот в зависимости, конечно же, от количества населения, но по этому правилу.

И, конечно, по кадровой ситуации, по разнице заработных плат, ну она была и в советское время, на Севере получали больше, на юге и в средней полосе чуть меньше, конечно же, эту дифференциацию нужно в планах, в проекте то, что новой системой оплаты труда это предусматривалось, и мы к этому придем.

Мероприятия я думаю, что в следующем году определенные будут до введения новой системы оплаты труда, сейчас это обсуждается, но готовность системы бюджетной и так далее всего будет готово к 2025 году, это все оценили, это решение было принято коллегиально с 2025 года. Спасибо.

Смолин О. Н., фракция КПРФ:

- Уважаемый Михаил Альбертович, мой вопрос о здоровье школьников. По данным Роспотребнадзора число абсолютно здоровых школьников в России составляет 10-12 процентов. Доля школьников, имеющих хронические заболевания, в начальной школе - около половины, в старших классах 60 процентов.

По данным экс-директора НИИ здоровья детей Владислава Кучмы, соответственно, в целом 60 процентов школьников страдают неврозами, болезнями желудка и проблемами с позвоночником.

По данным главного психиатра России Зураба Кекелидзе, 30 процентов всех детей страдают дезадаптацией в обществе, в том числе среди них 70-80 процентов имеют психические отклонения.

Государственная Дума в 2019 году принимала специальное постановление, в том числе рекомендацию Минздраву инициировать федеральный проект, посвященный здоровью дошкольников, школьников и студентов. Знакомо ли министерство с постановлением? Будем ли возвращать медиков в школу... (Микрофон отключён.)

Мурашко М. А.:

- Спасибо большое.

Значит, я вам дам те цифры, которые вы перечислили разные источники, и все источники берут их из одного места - это у нас, поскольку данные именно по профилактическим осмотрам агрегируются и консолидируются в Министерстве здравоохранения. Поэтому я захватил с собой эти цифры.

Значит, I группа... По результатам профилактических осмотров, распределяются следующим образом: I группа - это 28 почти процентов, II группа здоровья - это почти 56 с половиной процентов, III группа - 13 процентов, IV группа - это 0,6 процента и V группа - это в районе 2 процентов.

Причем я хочу отметить, что число детей I группы здоровья за последние три года увеличилось почти на 7 с половиной процентов. Помимо

этого преобладающее число детей II группы здоровья, не имеющих хронических заболеваний, являются резервом для увеличения абсолютно здоровых детей, это ещё один момент. Плюс, соответственно, мы поменяли сегодня подходы по диспансерному наблюдению, и количество своевременной постановки этих детей на учет, оно фактически с 2019 года, несмотря на всю пандемию и так далее, увеличилось по основным классам заболеваний в два, в три раза без деталей.

Поэтому школьная медицина, возвращаясь к этому, это не медицина сопровождения детей, это в большей степени, так сказать, ну, медицинская помощь самой медицинской организации и помощь детям с хроническими заболеваниями, которые находятся непосредственно в школе. И её никто не сбрасывает со счетов, сегодня всё это работает, поэтому, на мой взгляд, акценты нужно делать именно в поликлиническое звено и сопровождение и реабилитацию. А программа по реабилитации сейчас идет, и она работает. Спасибо.

Но это направление, не воспринимайте мои слова, как будто то, что я сейчас сказал, что это всё сделано. Нет, изменения должны быть, и мы их ведем. Спасибо.

Куринный А. В.:

- Уважаемые депутаты, мы подготовили слайды к этому заседанию, потому что тема состояния здравоохранения после спецоперации и мобилизации является самой главной, по данным наших граждан.

Народосбережение, улучшение доступности и качества медицинской помощи являются вопросами национальной безопасности, это без преувеличения.

Целевые показатели обеспечения устойчивого роста численности населения и повышения ожидаемой продолжительности жизни стоят и закреплены в указе Президента Российской Федерации.

Индикаторы Правительства Российской Федерации в плане по достижению этих целей вроде бы исполняются: и по ожидаемой продолжительности жизни, и по младенческой смертности, и по снижению смертности от онкологических заболеваний. Но, к сожалению, даже такое исполнение достигается в большей степени регулярной корректировкой заявленных изначально целей, исходя из фактически получаемых цифр, а не реализации соответствующих программных мероприятий.

Но вы можете убедиться в этом, многие показатели, если не все, по сравнению с 2017 годом ухудшились, однако вот в плане ... сегодня регулярно корректируемом вроде как исполняются.

Между тем демографическую ситуацию в Российской Федерации можно охарактеризовать как катастрофическую. Естественная убыль в 2022 году почти 700 тысяч человек, я напомню, что в 2021 году это было больше одного миллиона человек, ну, а, соответственно, в этом году планируется 600 тысяч человек.

Огромная смертность, низкая рождаемость и низкая ожидаемая продолжительность жизни, несмотря на некую её корректировку после ковида. Если ничего не поменяется, то до 2030 года Россия потеряет около четырёх миллионов граждан, и вопрос не только во влиянии ковида или каких-то форс-мажорных обстоятельств. Мы можем взять в таблицу, соответственно, анализа ОПЖ в России, она на 5,7 лет ниже, чем в новых странах Европы сопоставимых с нами по уровню экономического развития и на 11,4 года, чем в старых странах Европы. Естественно, что этот разрыв трудно объяснить чем-то ещё дополнительно.

Влияет ли на ОПЖ состояние здравоохранения? Безусловно, влияет, и треть влияния на величину ожидаемой продолжительности жизни - это вклад в систему здравоохранения, плюс еще треть - это вклад разных вариантов профилактики, тесно связанных со здравоохранением. На обе эти причины мы можем влиять в отличие от социально-экономических причин.

Базовым фактором, характеризующим состояние системы здравоохранения, является, безусловно, финансирование, а более корректный вариант анализа проводится по соотношению общих государственных расходов на здравоохранение с ВВП страны. При этом, несмотря на добавленные вчера с помпой 50 миллиардов рублей, общее государственное финансирование здравоохранения в Российской Федерации к 2025 году не превысит 4 процентов от ВВП при минимально необходимых 6 процентов, а кассовые расходы федерального бюджета в 2022 году, нынешнем году, выше будут, чем в проекте 2023 года.

Дополнительные ощутимые влияния в систему в 2020-2021 годах связаны в основном с восстановлением ранее разрушенной инфраструктуры здравоохранения и борьбой с пандемией. Вы видите, что в 2022-2025 году никакого реального, повторяю, роста расходов на здравоохранение нет. Закономерно, что в условиях дефицита государственных расходов растут частные расходы граждан, несмотря на то, что их доходы падают седьмой год подряд.

Недостаток финансирования логично формирует две главные проблемы здравоохранения: острейший кадровый дефицит, особенно в первичном звене, и дефицит финансирования на обеспечение современными лекарствами, медизделиями и технологиями наших граждан. Российская система здравоохранения, несмотря на героические усилия медработников и руководства системы здравоохранения во время пандемии, неспособна справиться с задачей снижения смертности, повышения доступности и качества медицинской помощи без решения этих системных проблем.

Основная причина оттока кадров вам тоже известна - это низкая оплата труда и огромные перегрузки. Несмотря на множество разговоров о повышении зарплат медицинских работников, о выполнении указанных ..., реальная, повторяю ещё раз, зарплата врачей с 2013 года выросла только на 20 процентов, цифры у вас на экране, при прежнем сохранении их числа, а среднего персонала только на 9 процентов при снижении обеспеченности ими на 11 процентов. Анализ численности врачей первичного звена в динамике говорит, что их численность с 2008 года практически не выросла, а сельских фельдшеров даже уменьшилась, причём на 24 процента.

Тарифные ставки медработников несправедливо низкие, что приводит к чрезвычайным перегрузкам и зависимости от воли руководства учреждений. Это в свою очередь способствует переходу в частную систему, а разница окладов 5-6 раз вынуждает медработников мигрировать в регионы с более высокой оплатой труда. У вас есть графики, можете посмотреть. Чукотка, оклад 74 тысячи рублей средний врача, Ингушетия - 14,6. Город Москва, у медсестры 31,5, это 2021 года, Кабардино-Балкария 8,5, в три с лишним раза. Если говорить по зарплате, а не по окладам, то эта разница в пять раз, что в итоге отражается на обеспеченности медицинскими кадрами различных территорий. Ну, Центральный федеральный округ, для примера, Москва, врачи - 168 тысяч рублей, Ивановская область - 55 тысяч рублей. Северо-Западный федеральный округ, Санкт-Петербург - 127 тысяч рублей, Новгородская область - 63 тысячи рублей. Более чем в два раза. При этом все медработники выполняют одну и ту же работу, но их достаток зависит от места проживания, соответственно.

И поэтому красивые, конечно, кадры были и ремонтов, и оборудования, и новых машин, которые закупаются, но без кадров ничего это не заработает, вы это прекрасно понимаете.

Вторым резервом в части снижения смертности и увеличения продолжительности жизни является доступность современных лекарственных препаратов, технологий, ну и, естественно, медицинских изделий. Внедрение лекарственного обеспечения, страхования по-другому, которое реализуется за счёт государства, в большинстве развитых стран, которые были приведены в качестве сравнения, в России регулярно откладывается. Решать вопрос и в этот бюджетный цикл, похоже, никто не собирается. Между тем, расходы по этому направлению в России самые низкие из стран по СР. Вы можете посмотреть. А если взять долю государственных затрат в общем в затратах на лекарства нашего населения, это 64 доллара из 449, 14 процентов, причём это по ППС рассчитано, то есть корректно экономически. Оговорюсь, что это без учёта "Круга добра", там эти ... не учтены, но это кардинально ситуацию не изменит. И, я напомню, те 100 миллиардов рублей, которые находятся в этом фонде, всё-таки надо эффективно использовать. Нельзя, чтобы они лежали мёртвым грузом.

В принимаемом бюджете нет должного финансирования в части лекарственного обеспечения больных сахарных диабетом, хроническим гепатитом С, хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями. Отсутствие полноценной программы лекарственного обеспечения только по этим направлениям - это около 50 тысяч не спасённых жизней ежегодно, мы об этом уже говорили.

Исходя из параметров бюджета и сложившейся ситуации, у системы здравоохранения Российской Федерации практически исчерпаны ресурсы для снижения смертности. Что делать, учитывая вышесказанное? Наши предложения.

В 2023 году необходимо предусмотреть дополнительно не менее 500 миллиардов рублей с повышением дополнительных государственных затрат на здравоохранение до 1 триллиона рублей ежегодно до 2026 года.

Второе. Установить единую систему оплаты труда медицинских работников Российской Федерации с реальным увеличением окладов и фонда оплаты труда и за счёт федеральных средств, и за счёт выравнивания, с условием выравнивания, естественно, по регионам. В противном случае уже в ближайшее время нам придётся переходить на систему принудительного распределения специалистов, близкой к советской, некоторые говорят, нет, ничего плохого, но в любом случае так, кардинальная перестройка кадрового обеспечения.

Ну, и третье. Это перейти к системе всеобщего лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации за счёт включения необходимых ресурсов в программу государственных гарантий. Без реализации этих мер, достижение национальных стратегических целей невозможно. Если только не сдвигать бесконечное их исполнение этих показателей вправо, как уже происходило не раз. Однако, проблема сохранения российского народа от этого не решится. А угроза национальной безопасности будет только нарастать.

Спасибо.

(Аплодисменты.)

Мурашко М. А.:

- Спасибо большое.

Я благодарю за сегодняшний "час", это для меня действительно важная школа общения и с депутатами, которые отражают те чаяния и надежды, которые их избиратели передают.

По конкретным вопросам, я по всем, наверное, проходиться не буду, поскольку мы многие уже упомянули.

Что мне хотелось бы отметить? Что, конечно же, безусловно, дефицит кадров - это та ключевая составляющая, о которой вы сегодня все говорили, и мы это просто чувствуем, и пациенты это чувствуют.

Поэтому весь комплекс мероприятий, который сегодня реализуется, понятно, что он должен быть усилен, и Вячеслав Викторович об этом говорил. Мы видим здесь два пути.

Первое - это, конечно же, привлечение в отрасль и мотивировка остаться в специальности.

Второе - это улучшение процессов, научная организация труда, то, что было в свое время, то, что мы сегодня... вот к чему приступили, это

минимизация нагрузки непосредственно на врача не медицинскими задачами, а увеличение времени приема, это тоже путь улучшения доступности.

Следующий блок вопросов, которые сегодня говорил, это, говорили, обсуждали, это все те меры, которые также позволяют нам быстро создавать и запускать в рынок медицинскую продукцию.

Не будет медицинского процесса качественного, если не будет качественной и достаточной в количестве медицинской продукции, включая ценовое образование.

Поэтому я вам признателен за эту поддержку во всех разделах, и сейчас вот то, что я упоминал закон об аптеках производственных, это в том числе будут орфанные аптеки, и аптеки, которые у нас производят радиофармацевтические препараты, поверьте, это колоссальный шаг вперед. Колоссальный. Может быть, его пока не все, что называется, могут почувствовать, но это осмыслить, вы увидите, что это действительно изменения.

И еще я хотел бы отметить, что предложения по сопровождению пилота по отпуску, выписке и доставке дистанционной рецептурных препаратов, конечно же, мы поддержим, конечно же, вы должны быть вовлечены и видеть, и понимать все плюсы, минусы, взвешивать.

Медицина - это всегда баланс безопасности и эффективности.

И Александр Григорьевич, выступая, очень мудрый врач, человек, который на своих руках и своим интеллектом создал целое направление в детской онкогематологии, он это четко чувствует и говорит.

Поэтому, дорогие друзья, я всё, что было сегодня сказано, конечно же, приму в работу. Мы те моменты, которые касаются ну разных мнений, мы их все-таки, прошу дополнительно обсудить, в том числе с участием комитета.

Ну и с Александром Григорьевичем мы говорили, и сегодня фракция ЛДПР выступала, вопросы по декриминализации медицинской деятельности, я прошу вас, соответственно, продолжить эту работу.

Мне кажется, в этом направлении у вас есть предложения, поэтому мы готовы, соответственно, взаимодействовать.

Спасибо большое еще раз всем.

Благодарю вас за уделенное время и за совместную работу.

Спасибо.

(Аплодисменты.)

Kprf.ru.

   

Архив новостей


<Ноябрь 2022>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
212223252627
282930    
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
 

Новости с сайта КПРФ

Главное меню

Наш Баннер

Размести наш баннер
на своем сайте
КПРФ ЕАО
HTML-код баннера

РЕКОМЕНДУЕМ

Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Сайт создан в 2011 году по заказу Регионального Отделения КПРФ Еврейской автономной области   © 2011.