ТОР: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ PDF Печать
28.01.2015 00:00

(Начало в № 2, 21 января 2015 г.)

wlagbaum_Экономическая и политическая нестабильность РФ – главный сдерживающий фактор прихода иностранных инвесторов в ТОР. Примером для них должно стать само государство, вкладывающее значительные средства в развитие этих территорий. Но средств нет, и в ближайшее время из-за глубокого экономического кризиса  они не появятся. Потому быстрого и большого притока иностранного капитала в создание высокотехнологичных производств на Дальнем Востоке ждать придется, возможно, очень долго. Даже при объявленных налоговых преференциях.

Создатели проекта связывают успех не только с привлечением зарубежных резидентов, но и российских. Они убеждены, что крупный отечественный внутренний бизнес сможет конкурировать с внешним бизнесом и создаст основу для возникновения вокруг предприятий большого числа средних и мелких, которые будут составлять единый комплекс производства. Концерн «Мицубиси», например, обслуживают тысячи поставщиков, производящих детали для выпуска автомобилей.

Хорошая идея, но она не может реализоваться: закон о ТОР убил нарождавшееся дитя. Такое в России нередко, случилось и на этот раз. Посмотрим внимательно на следующие его положения.

Резидентам территорий опережающего развития (иностранным и отечественным) предоставляются льготы по налоговому обложению: первые пять лет - освобождение от налога на землю и имущество, с момента получения первой прибыли – налог на прибыль не более 5%, предусмотрена  возможность ускоренного и упрощенного возмещения НДС.

Для них же – льготная ставка по страховым взносам, 7,6% вместо 30% от фонда оплаты труда, освобождение от НДС и таможенных пошлин по импортному оборудованию. А малому и среднему бизнесу предлагается существующая обременительная налоговая нагрузка, подчас в несколько раз выше. Неравенство не только в налоговом обременении.

Еще на стадии обсуждения законопроекта о территориях опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке многие представители бизнес-сообщества пришли к выводу, что если закон будет принят, то он рискует нанести непоправимый ущерб экономике региона.

«Закон не учитывает интересы местного бизнеса, в нем не проработаны все возможные риски. У федерального правительства есть некая концепция, которая заключается в том, что Дальний Восток это этакая пустая территория, и, что ему не предложи, все ему подходит, всему он рад. Но мы здесь живем, работаем и хотим, чтобы наши интересы учитывались», — отметил председатель Приморского краевого отделения ООО МСП «Опора России» Виталий Гуменюк.

Генеральный директор «Шинтоп-инвест» Дмитрий Царев призвал не относиться к территориям опережающего развития как к панацее, а также отметил, что новый законопроект повторяет многие прошлые концепции, ни одна из которых пока не увенчалась успехом.

«Этот законопроект готовился кулуарно и появился перед нами как черт из табакерки. Каждый раз федеральная власть предлагает нам очередной закон как панацею, лекарство от всех болезней. До этого таковыми представали закон об опережающем развитии территорий Дальнего Востока и закон об особых экономических зонах. Почему бы не дорабатывать их, вместо того чтобы делать третий, во многом повторяющий их закон? Дальнему Востоку нужно системное развитие, а не нагромождение проектов», – отметил Дмитрий Царев.

«Фактически речь идет о создании технопарков, а не о комплексном развитии территории, которое предполагал президент России, когда говорил о территориях опережающего развития. А это путь в никуда, так как в Азии создано уже достаточно промышленных парков, с которыми мы попросту не сможем конкурировать в производстве одной и той же продукции. Мы должны заниматься не подражательством, а сосредоточиться на создании уникальных продуктов с учетом местной специфики», — добавил Дмитрий Царев.

Директор ОАО «Международный морской перегрузочный терминал» Виктор Покотилов отметил, что нужных ресурсов нет не только у государства, но и у самого региона. «ТОР – это попытка создать точки роста, сеть системообразующих предприятий. Идея, с одной стороны, правильная. Но предложенный правительством закон как всегда декларативен и не учитывает текущего состояния дел в регионе».

По мнению Покотилова, главный его недостаток в том, что «в нем не прописана обязанность министерства создавать инфраструктуру. На его реализацию направлено крайне мало ресурсов, притом и в Приморье они ограничены. Свободной земли мало, есть существенные транспортные проблемы, это признает каждый, кто работал с РЖД. Параметры, указанные в этом законе заточены под крупные проекты, которые должны стать якорными в этих ТОРах, но почему-то нигде нет самой концепции развития территории».

Минвостокразвития опасения отверг. Как сказал нам один человек из правительства ЕАО, пожелавший остаться инкогнито, закон просто «продавливали» и приняли без изменений. Поголовное одобрение положений закона губернаторами субъектов Федерации на Дальнем Востоке, отсутствие каких-либо замечаний, предложений – свидетельство давления.

Если иностранных инвесторов больше интересуют гарантии по вложению капиталов не на уровне министерства, которым они мало доверяют, а на уровне президента или премьер-министра, то предпринимателей Дальнего Востока – совершенно другое. Они обеспокоены тем, что ТОР станут «государством в государстве» и их резиденты разорят существующий региональный бизнес.

Обеспокоенность обоснованна.

Неравные налоговые условия – это еще не все, что может заглушить или разорить местный бизнес.

Закон предусматривает, что компании – резиденты, отечественные и иностранные, могут привлекать трудовых мигрантов без квот и разрешений Федеральной миграционной службы. Получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется.

Эти положения закона вступают в противоречие с целым рядом существующих норм в сегодняшнем законодательстве РФ. Значит, нужны изменения, но их нет.

Иностранные инвесторы, а китайские точно, на свои предприятия в ТОР привезут граждан КНР, и никого из местных специалистов на работу не возьмут, за исключением нескольких человек, они так уже поступают. Безграничное привлечение эмигрантов создаст национальные анклавы со всеми вытекающими последствиями.

ТОР передаются свободные земли. Представим, что, например, в Смидовичском районе ЕАО такие земли         отдали китайским инвесторам. В Китае избыток рабочей силы и капиталов. Они, придя с миллиардами долларов и, возможно, с сотнями тысяч свободных рук, за пять-шесть лет на пустом месте могут построить свой «китайский город». Такой опыт у них есть, создают в пустыне, а здесь транспортные магистрали – железная дорога, автотрасса и большие водные ресурсы – Амур. Чей город будет? Российский? А не захотят ли его жители провести референдум по национальному признаку? Абсурд? «Нет такой сумасшедшей идеи, которая не имела бы под собой основания», – говорил Эйнштейн.

Кстати, мигрантам, работающим в ТОР, также предоставляются налоговые скидки, а рядом работающему россиянину за пределами - нет.  Будем закреплять неравенство в Конституции?

Резидентам передаются «осуществление функции многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг". Имеется в виду  создание своих отделений полиции, своих отделений налоговой, таможенных служб, решение вопросов медицинского обслуживания, организации образования и других. Но на какой правовой основе – ни слова!

Дальше – больше. «В случае, если границы ТОР входят в городское или сельское поселение, то действия… в отношении такого городского или сельского поселения управляющая компания осуществляет на основании соглашения о передаче полномочий, заключая соглашение между федеральным органом управляющей компании и соответствующим органом муниципальной власти».

То есть полномочия переходят к резиденту – управляющей компании. Последствия такого перехода даже трудно представить. По этим перешедшим «полномочиям» управляющая компания может любой бизнес закрыть – отобрать собственность в интересах ТОР, в своих интересах: землю, предприятия, жилье – да все, что угодно в угоду себе! Хороший подарок, не правда ли?

Своеволие резидента ТОР сопровождается своеволием государства. «Существование территории опережающего социально-экономического развития прекращается по решению правительства РФ в случае, если это связано с необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Еще правительство может закрыть ТОР «по истечении пяти лет с даты принятия решения о создании территории опережающего социально-экономического развития, если на такой территории не заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности, либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты».

Вот такое правовое государство: ни суда, ни разбирательства, а раз – по решению правительства! Резидентом – управляющей компанией – может быть один человек, он и может стать полновластным хозяином территории опережающего развития, этакий наместник  со своими силовыми структурами.

Деятельность резидентов в «налоговом рае» приведет к тому, что его продукция будет дешевле, чем у предпринимателей, которые находятся вне  ТОР, они не выдержат конкуренции и разорятся. ТОР станут привлекательны из-за высокой оплаты труда специалистам всего Дальнего Востока, в них они начнут накапливаться, оголяя прежние места труда, в которых из-за кадрового голода может начаться также закрытие производств и разорение предпринимателей.

Директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин считает, что на данный момент, несмотря на громкие заявления в прессе и интерес иностранных инвесторов, ТОР пока содержит больше минусов, чем плюсов, и территории опережающего развития вряд ли смогут изменить ситуацию на Дальнем Востоке в ближайшее время. Хотя и высказывает оптимизм, что «хуже закон о ТОР не сделает».

Владислав Иноземцев, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества убежден, что документ можно считать «полной победой Министерства Дальнего Востока над ликвидируемым Минрегионом» и «безнадежной попыткой «точечной» модернизации Дальнего Востока». По его мнению, задача развития Дальнего Востока должна решаться созданием настоящей зоны экономической свободы, какой сотни лет была вся Сибирь.

«Ручное управление» уже не предполагает прежней «вертикали», и единое пространство страны распадается на вотчины отдельных чиновников. Даст ли новая инициатива толчок реальному развитию региона? Нет. В списке приоритетных проектов почти исключительно ГОКи, плюс нефтеперерабатывающий комплекс и порты. Закрепляется наш сырьевой статус только теперь не в Европе, а в Азии».

Пример у нас под боком, в Облученском районе ЕАО, в котором идет строительство Кимкано-Сутарского ГОКа. Конечная цель – вывоз концентрата железной руды за пределы России через строящийся железнодорожный переход через реку Амур и перевалочный терминал в Советской Гавани.

Послужит ли это предприятие, принадлежащее иностранным лицам, развитию экономики ЕАО и Дальнего Востока? Конечно, но только, как прежде, в ее сырьевой направленности. Разговор о строительстве металлургического завода на основе японской технологии получения металла уже никто не ведет.

Переработка рыбы и леса в ТОР – та же сырьевая составляющая.

Закон о ТОР принимался в спешке, кулуарно, широкого обсуждения его дальневосточниками не было, наше мнение никто не учитывал, а нам по нему жить. Вот почему, если убрать с него пропагандистскую шелуху, оказывается, что закон вызывает больше вопросов, чем дает ответов.

Дальнему Востоку срочно необходимы инвестиции, без них он останется слаборазвитым регионом, и отток населения в более благополучные места будет продолжаться. Пока же предложенные планы – это благие намерения, которыми стелют дорогу в обещанный рай.

Похоже, дальневосточникам преподнесли очередной миф. Реальность к нему никакого отношения не имеет.

 

Ирина ПРОСВЕТОВА,

Николай ПРОСВЕТОВ
 

Архив новостей


<Май 2024>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
 

Новости с сайта КПРФ

Главное меню

Наш Баннер

Размести наш баннер
на своем сайте
КПРФ ЕАО
HTML-код баннера

РЕКОМЕНДУЕМ

Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Сайт создан в 2011 году по заказу Регионального Отделения КПРФ Еврейской автономной области   © 2011.