Переворот Печать

Исторический опыт революций свидетельствует: период демократического народовластия однажды сменяется реконструкцией реакционной власти капитала. Так произошло во Франции, когда после семи лет Великой французской революции в 1799 году власть путём военного переворота узурпировал Наполеон Бонапарт. Так произошло и в нашей стране, когда после 75 лет Советской власти её фактически упразднили в угоду новому капиталистическому порядку, подчинили диктату «денежного мешка» и олигархов-дельцов, прибравших к рукам экономику. Создававшаяся несколькими поколениями простых тружеников, теперь она контролируется горсткой миллиардеров, которым, фактически, и принадлежит. А нынешние утверждения власти, что она строит социально-ориентированное общество, оказываются пустым звуком на фоне многочисленных коррупционных скандалов, в которых погрязли высшие чиновники государства.

oct1Переломным моментом новейшей российской истории стало 4 октября 1993 года, когда армия расстреляла российский парламент. В этот день многие соотечественники навсегда расстались с иллюзиями по поводу демократии, гарантом которой якобы является президент России. Не считаясь с мнением народных избранников, тогдашний глава государства Борис Ельцин силой навязал россиянам новую конституцию. Она поставила президента страны выше парламента и превратила законодательный орган в инструмент политики одной партии.

 

Переломным моментом новейшей российской истории стало 4 октября 1993 года, когда армия расстреляла российский парламент. В этот день многие соотечественники навсегда расстались с иллюзиями по поводу демократии, гарантом которой якобы является президент России. Не считаясь с мнением народных избранников, тогдашний глава государства Борис Ельцин силой навязал россиянам новую конституцию. Она поставила президента страны выше парламента и превратила законодательный орган в инструмент политики одной партии.

 

 

 

ЖЕРТВЫ

Наиболее драматичный эпизод противостояния президентско-олигархической верхушки и депутатов Верховного Совета Российской Федерации — расстрел здания российского парламента танками 4 октября. Точное число жертв этой трагедии до сих пор не известно. Генеральная прокуратура говорит о 147 погибших. Список, составленный по материалам парламентских слушаний в Государственной Думе России (31 октября 1995 г.), включает 160 фамилий. Многие считают, что эти цифры сильно занижены, приводя красноречивые свидетельства целенаправленного уничтожения защитников Дома Советов.

Скорей всего, установить точные данные вряд ли получится: защитить российский парламент в те дни приехало много людей из разных регионов бывшего СССР: из Казахстана, Приднестровья, Киева, Минска, Риги, Калмыкии, Северного Кавказа, Брянска, Владимира, Вологды, Иркутска, Казани, Калининграда, Кирова, Новосибирска, Пензы, Рязани, Санкт-Петербурга, Тулы, Челябинска, Ярославля и многих других городов и областей.

Накануне штурма в здании Верховного Совета находилось, по некоторым оценкам, свыше четырёх тысяч человек. Когда начался обстрел, многие люди, спасавшиеся от массированного огня бэтээров, укрылись в подвале-убежище расположенного недалеко от Дома Советов двухэтажного здания. По оценке военного журналиста И.В. Варфоломеева, в бункер набилось до 1500 человек. Потом они перешли по подземному ходу в здание парламента.

Один из защитников парламента вспоминает: «Уже слышалась стрельба внутри здания, сообщили, что штурмовые группы проникли в 20-й подъезд. Рассказывали, что наиболее тяжёлое положение со стороны мэрии: там этажи выметались пулеметным огнем буквально подчистую».

В течение дня, несмотря на продолжающийся обстрел, в здание парламента прорывались люди. «И уже когда надежды никакой не было, – вспоминал депутат В.И. Котельников, – к нам прорвались 200 человек: мужчины, женщины, девушки, подростки, фактически дети, школьники восьмых-десятых классов, несколько суворовцев. Когда они бежали, им стреляли в спину. Падали убитые, оставляя кровавые следы на асфальте, живые продолжали бежать».

Таким образом, в Доме Советов и в непосредственной близости от него 4 октября 1993 года оказались многие сотни в основном безоружных людей. И примерно с 6 часов 40 минут утра началось их массовое уничтожение.

Вспоминает народный депутат России А.М. Леонтьев: «По переулку напротив Белого дома стояли 6 бронетранспортеров, а между ними и Белым домом (зданием Верховного Совета — прим. ред.) за колючей проволокой лежали казаки с Кубани — человек 100. Они не были вооружены. Были просто в форме казаков. К подъездам из сотни казаков добежали не более 5–6 человек, а остальные все полегли».

В самом здании парламента число погибших увеличивалось в несколько раз с каждым часом штурма. Уже после событий президент Калмыкии К.Н. Илюмжинов в одном из интервью заявил: «Я видел, что в Белом доме не 50 и не 70 убитых, а сотни. Вначале их пытались собирать в одно место, затем отказались от этой идеи: было опасно лишний раз передвигаться. В большинстве своем это были люди случайные, без оружия. К нашему приходу насчитывалось более пятисот убитых. К концу дня, думаю, эта цифра выросла до тысячи».

 

ПРЕДЫСТОРИЯ

До распада Советского Союза Верховный Совет РСФСР, согласно Конституции 1978 года, был правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению РСФСР. В начале 1990-х Верховный Совет являлся органом Съезда народных депутатов РФ (высшего органа власти) и всё еще обладал огромной властью и полномочиями, несмотря на поправки к Конституции о разделении властей.

Получилось так, что главный закон страны, принятый ещё при Брежневе, ограничивал в правах избранного президента России Бориса Ельцина, и он стремился к скорейшему принятию новой Конституции. Итогом этого стал конституционный кризис 1992-93 г.г. Ельцин при поддержке Совета Министров вступил в противостояние с Верховным Советом под председательством Руслана Хасбулатова, большей частью народных депутатов Съезда и вице-президентом Александром Руцким. Связан конфликт был с тем, что его стороны совершенно по-разному представляли дальнейшее политическое и социально-экономическое развитие страны. Особенно серьезные разногласия у них были по поводу экономических реформ, и никто не собирался идти на компромисс.

Устав бодаться с депутатами, 21 сентября 1993-го Борис Ельцин подписал Указ №1400 о прекращении деятельности Верховного Совета. Депутаты отказались подчиниться, объявив, что Ельцин совершил «госпереворот», что его полномочия прекращаются и переходят к вице-президенту Александру Руцкому.

ОМОН блокировал «Белый дом», где заседал парламент. Там отключили связь, электричество, воду. Сторонники Верховного Совета строили баррикады, а 3 сентября начались их столкновения с ОМОНом, погибли 7 демонстрантов, десятки были ранены.

Ельцин ввел в Москве чрезвычайное положение. В ответ Руцкой призвал захватить телецентр «Останкино», чтобы получить доступ в эфир. В ночь на 4 октября Ельцин отдал приказ о штурме «Белого дома». Утром здание было обстреляно.

 

МНЕНИЯ

(Из интервью газеты «Комсомольская правда» с участниками событий 4 октября 1993 г.)

 

Руслан ХАСБУЛАТОВ, председатель Верховного Совета в 1993 году:

— В октябре 1993 года в России была расстреляна демократия. С тех пор это понятие в России дискредитировано, на него у народа аллергия. Расстрел Верховного Совета привел к автократическому мышлению в стране.

— Значит, если бы не было кровавого октября 93-го, Россия могла бы быть другой?

— Парламент не допустил бы многих разрушительных реформ, формирования в 90-е годы сателлитного, полностью подчиненного Западу «недогосударства». Что сейчас винить США и Европу, которые ругаются, что взбрыкнула Россия? Они ведь за ельцинское десятилетие привыкли, что Россия — униженный проситель, беспрекословно выполняющий любой намек.

 

Бывший в 1993-м командир взвода Кантемировской танковой дивизии (согласился отвечать на вопросы журналистов при условии, что его фамилия будет изменена):

— Как начинался ваш поход?

— В октябре наша рота прибыла из совхоза (помогали убирать урожай). Командир роты нашей Гришин и сообщил, что в Москве заваруха, народ бузит, будем порядок наводить. Я еще, помню, спросил: а при чем здесь армия, если есть милиция? Гришин сказал: «Их уже не хватает...»

— Что вам еще запомнилось на мосту?

— К нам прорывались люди, а их ОМОН не пускал... Потом танку был приказ выйти на середину моста. Развернули пушки в сторону «Белого дома». Так и стояли. И вдруг в наушниках голос Гришина: «Приготовиться к открытию огня!»... Затем приказ — ударить по центральному входу. В самую середину.

 

Александр ЦИПКО, политолог:

— До расстрела Верховного Совета у России была возможность сохранить парламентско-президентскую республику. Но был выбран иной вариант — президентская, даже сверхпрезидентская республика. По сути, реставрация всевластия, почти самодержавия. Возможности мирного, спокойного перехода от коммунизма к капитализму были упущены. Россия стала единственной страной Восточной Европы, которая достигла политической цели путем крови. Мы упустили путь, по которому пошел остальной соцлагерь. Парламентский путь, открывавший больше простора демократии. Борьба между парламентом и Ельциным — это не конфликт внутри народа, а разборка правящих слоев между собой. Ельцин и Гайдар хотели немедленных тотальных реформ, включая приватизацию «нефтянки». Парламент был за постепенные реформы. С тех пор как Ельцин в 1993 году расстрелял парламент, пролегла пропасть между народом и властью. Рано или поздно России все равно придется искать демократическое равновесие между парламентом и исполнительной властью.

 

Бывший командир «Альфы» Геннадий ЗАЙЦЕВ:

— Погиб наш альфовец, младший лейтенант Геннадий Сергеев... Они подъехали на бэтээре к «Белому дому». На асфальте лежал раненый солдат-десантник. И они решили вывезти его. Спешились с бэтээра, и в это время снайпер в спину Сергеева и поразил. Но это не из «Белого дома» был выстрел, однозначно заявляю. Эта подлость, она была с одной целью — озлобить «Альфу», чтобы она рванулась туда и начала все кромсать. Но я понимал, что если вообще отказаться от операции, то подразделению будет конец. Оно будет разогнано.

— Хасбулатов с Руцким долго сомневались — сдаваться, не сдаваться?

— Нет, недолго. Нами время было поставлено — 20 минут. И два условия: либо мы выстраиваем коридор в сторону Москвы-реки, вызываем автобусы и всех развозим до ближайшего метро. Или через 20 минут штурм. Они сказали, что согласны на первый вариант. Один из депутатов прямо сказал: чего тут дебатировать?

 

Андрей ДУНАЕВ, до лета 1993-го замминистра МВД, сторонник Верховного Совета:

— Если бы мы хотели, продержались бы в «Белом доме» и месяц, и два. Имелись запасы оружия и питания. Но тогда бы грянула гражданская война. Если бы вместо Хасбулатова был русский, возможно, все иначе бы повернулось. Ростовский ОМОН, приехавший в Москву, говорил мне: «Два м...ка дерутся за власть. Один — русский, а другой — чеченец. Так лучше русского поддержим». Через несколько лет я встретился с бывшим министром обороны Павлом Грачевым. Он сказал: «Помнишь, я перед танками шел без каски? Это чтобы вы меня убили». То есть он специально себя подставлял. Но мы-то не стреляли... На моих глазах погиб сотрудник МВД, его скосил снайпер с гостиницы «Мир». Кинулись туда, но стрелок успел уйти, лишь по особым приметам и стилю исполнения поняли, что это почерк не наших эмвэдэшников, не кагэбэшников, а чей-то другой. Судя по всему, иностранных спецслужб. А направляли подстрекателей из американского посольства. США хотели раздуть гражданскую войну и разорить Россию.

 

По материалам российских СМИ

 

Архив новостей


<Май 2024>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
 

Новости с сайта КПРФ

Главное меню

Наш Баннер

Размести наш баннер
на своем сайте
КПРФ ЕАО
HTML-код баннера

РЕКОМЕНДУЕМ

Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Сайт создан в 2011 году по заказу Регионального Отделения КПРФ Еврейской автономной области   © 2011.