«Эффективность работы механизма трансформации сбережений в инвестиции недостаточна». В.В. Кумин на заседании Госдумы дал оценку работы Центрального банка России за 2015 год Печать

14 июня на пленарном заседании Госдумы выступил депутат фракции КПРФ В.В. Кумин с докладом от Комитета Государственной Думы по финансовому рынку по вопросу «О Проекте постановления Государственной Думы “О Годовом отчете Центрального банка Российской Федерации за 2015 год”».

Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, уважаемые коллеги!

Государственная Дума уже в третий раз провела рассмотрение Годового отчета Банка России в расширенном формате. Было проведено 5 заседаний Рабочей группы, включая одно закрытое, на которых рассматривались результаты и перспcentrobankективы работы по важнейшим направлениям деятельности Центрального банка.

По итогам этой работы было подготовлено исчерпывающее заключение Комитета на Годовой отчет Центрального банка. Ввиду дефицита времени я хотел бы обратить ваше внимание только на основные моменты из данного документа.

Переход Банка России к плавающему курсу создал условия для адаптации российской экономики к внешним условиям. Банк России не только обеспечил стабильность работы финансовой системы страны, но и начал пополнять международные резервы, повышая устойчивость российской экономики к будущим шокам.

На протяжении большей части отчетного периода Банк России последовательно снижал ключевую ставку. Вместе с тем, с августа прошлого года на фоне ухудшения внешних условий и роста инфляционных ожиданий смягчение денежно-кредитной политики было приостановлено. Однако к весне 2016 года ситуация значительно изменилась. Рабочая группа посчитала оправданным возобновление смягчения денежно-кредитной политики в этих условиях, представив рекомендации по совершенствованию методологии измерения инфляции и инфляционных ожиданий путем исключения влияния немонетарных факторов. Отрадно отметить, что Банк России прислушался к нашей позиции и на заседании Совета директоров 10 июня снизил ключевую ставку, что создало предпосылки для возобновления экономического роста в стране.

В целях повышения прозрачности политики Центрального банка Комитет предлагает публиковать прогноз траектории изменения экономических индикаторов и ключевой ставки на среднесрочный период. Для укрепления финансовой стабильности считаем целесообразным продолжить улучшение коммуникации Банка России с участниками рынка, и усовершенствовать тактику действий в кризисных ситуациях на валютном рынке. Также необходимо повысить эффективность специализированных инструментов поддержки экономики, ориентировав их на достижение конечного результата и усилив ответственность получателей средств.

Наконец, мы предлагаем не ограничиваться узкоспециализированным подходом, а совместно с органами государственной власти провести поиск “узких мест” в финансовой системе и экономике страны и выработать комплекс мер по их преодолению, поскольку сегодня эффективность работы механизма трансформации сбережений в инвестиции недостаточна.

В части банковского надзора, признавая необходимость произошедшей расчистки рынка от недобросовестных игроков, Комитет ожидает значительное сокращение количества отзываемых лицензий по сравнению с показателем 2015 года ввиду намерения Банка России по переходу к проактивной надзорной политике, что позволит своевременно восстанавливать финансовое положение и нормальную работу кредитных организаций.

Вызывает обеспокоенность обострение проблемы недостоверности аудиторских заключений, решение которой потребует изменений в законодательство.

Необходимо продолжить совершенствование методики и инструментария по предупреждению банкротства кредитных организаций, для достижения, с одной стороны, его эффективности и снижения стоимости, а с другой – реальной востребованности со стороны потенциальных инвесторов.

В части деятельности Банка России как мегарегулятора проведена работа по подготовке Основных направлений развития финансового рынка страны, прошедших режим Парламентских слушаний в апреле этого года. 26 мая Совет директоров Банка России одобрил окончательную редакцию этого документа.

Комитет считает оправданным решение о переходе к единому регулированию финансового рынка, и оценивает его реализацию как успешную на данном этапе. В этой области меньше, чем за три года проделан огромный объем работы, который в банковском секторе занял не меньше десятилетия. При этом мы Комитет считает приоритетной задачу по восстановлению инвестиционной активности в стране посредством использования существующих и перспективных инструментов финансового рынка.

Комитет считает необходимой и эффективной деятельность Банка России по переходу на электронный документооборот.

Развитие платежной системы проходило динамичными темпами – создана технологическая платформа национальной системы платежных карт, на ее процессинг переведены внутрироссийские операции по картам всех платежных систем, началась эмиссия собственных карт национальной платежной системы “Мир”.

Успешно проводилась политика по усилению противодействия сомнительных операций финансовыми организациями, что позволило значительно сократить их объем в течение прошлого года.

Большое внимание в 2015 году уделялось формированию финансовой инфраструктуры в Крымском федеральном округе. Уровень доступности банковских услуг на полуострове приблизился к среднероссийскому показателю, а объем операций, совершенных с использованием платежных карт, вырос 6,6 раз.

Комитет поддерживает деятельность Центрального банка по повышению информационной открытости, публикации брюшюр и материалов, посвященных различным аспектам работы на финансовом рынке и направленных на повышение финансовой грамотности, а также исследовательскую деятельность Банка России.

Подводя итог рассмотрения Отчета, Комитет призывает Банк России обратить внимание на высказанные замечания с целью их учета в дальнейшей работе и рекомендует Государственной Думе принять к сведению Годовой отчет Банка России за 2015 год.

Приложение:

Заключение рабочей группы под председательством В.В. Кумина на годовой отчет Банка России за 2015 год

Рассмотрев Годовой отчет Банка России за 2015 год (далее – Отчет), Совместная рабочая группа Комитета по финансовому рынку, Комитета по бюджету и налогам, Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству по подготовке к рассмотрению Государственной Думой Годового отчета Банка России за 2015 год (далее – Рабочая группа) отмечает следующее.

Годовой отчет Банка России подготовлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Отчет включает в себя следующие основные разделы:

анализ состояния мировой экономики и мировых рынков, экономического и финансового положения России, в том числе финансового сектора, товарного рынка, государственных финансов, национальной платежной системы и платежного баланса Российской Федерации;

отчет о деятельности Банка России, а также перечень основных мероприятий по реализации функций Банка России;

годовую финансовую отчетность Банка России, подтвержденную Счетной Палатой Российской Федерации и независимыми аудиторами – АО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» и ООО «ФБК»;

статистические таблицы.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;

развитие финансового рынка Российской Федерации;

обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Банк России продолжил совершенствование структуры Годового отчета. В частности, в Отчете за 2015 год ряд направлений деятельности Центрального банка был выделен в отдельный раздел, в том числе работа по противодействию недобросовестным практикам поведения на открытом рынке, деятельность по повышению финансовой грамотности населения.

В соответствии с рекомендациями, содержавшимися в прошлогоднем Заключении, в состав Отчета был добавлен подраздел о специализированных инструментах рефинансирования Банка России, а информация о деятельности в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая прежде была включена в раздел о банковском надзоре, была выделена в отдельный блок. Вместе с тем, в связи с переходом к режиму свободного плавания валютного курса был исключен подраздел, посвященный политике валютного курса.

В 2015 году российская экономика проходила период адаптации к новым условиям, связанным с низким уровнем цен на нефть, ограничением доступа российских заемщиков к внешним финансовым рынкам и режимом свободного плавания валютного курса. По мере подстройки платежного баланса, снижения внешнего долга, выбора инвестиционных стратегий основными субъектами в экономике снижалась волатильность валютного курса, с опережением прогноза Банка России сокращались темпы роста потребительских цен, с максимума в 16,9% в годовом выражении в марте 2015 года до 7,3% в настоящее время. Была обеспечена устойчивость финансовой системы страны, в том числе благодаря действию ряда регуляторных послаблений. Банку России удалось значительно восполнить потери международных резервов, добившись их увеличения с 350 млрд. долларов США в апреле 2015 года до 390 млрд. долларов США в настоящее время. ВВП страны за отчетный период снизился на 3,7%. Положительные структурные изменения в экономике наблюдались далеко не во всех секторах: так, в обрабатывающих отраслях произошло сокращение выпуска на 5,1% при увеличении добычи полезных ископаемых на 1,1%.

Вследствие роста экономической неопределенности, низкого спроса, ужесточения условий кредитования, в том числе требования к качеству заемщиков и обеспечению, а также высокой долговой нагрузки и опасений ее дальнейшего увеличения рост кредитования экономики с начала 2015 года практически прекратился (с исключением валютной переоценки). Предприятия в таких видах деятельности, как машиностроение, производство транспортных средств практически перестали обращаться за банковскими кредитами для модернизации и расширения производства.

Спад инвестиций в экономике значительно ускорился с 1,5% в 2014 году до 8,4% в отчетном периоде. При этом доля инвестиций, осуществленных с использованием средств в виде кредитов российских банков, опустилась до многолетнего минимума в 6%, что значительно уступает показателям зарубежных стран. С другой стороны, на фоне повышенных процентных ставок активно наращивался объем вкладов населения, что в том числе отражает более консервативное поведение населения в изменившихся условиях. В этой связи представляется целесообразным повышение эффективности работы механизма трансформации сбережений в инвестиции путем поиска “узких мест” в финансовой системе и экономике страны и выработке Правительством и Банком России совместного комплекса мер по их преодолению.

На протяжении большей части прошедшего года Банк России, поддерживая оптимальный баланс между инфляционными и экономическими рисками, проводил последовательное уменьшение ключевой ставки, которая была снижена в общей сложности 5 раз, с 17% годовых в начале отчетного периода до 11% годовых в августе 2015 года. Вместе с тем, впоследствии Банк России был вынужден приостановить снижение ключевой ставки из-за роста инфляционных рисков на фоне ухудшения ситуации на мировых финансовых рынках и увеличения рисков несбалансированности государственного бюджета в среднесрочном периоде.

Банк России, осуществив переход к режиму свободного плавания валютного курса, дал возможность экономке подстроиться к изменению внешних условий и создал предпосылки для повышения самостоятельности денежно-кредитной политики, поскольку при фиксированном валютном курсе политика фактически импортируется. Вместе с тем, Банку России необходимо продолжить совершенствование методологии оценки инфляции, и использовать в целях денежно-кредитной политики как показатель “трендовой инфляции”, который позволяет нивелировать влияние компонентов инфляции, чувствительных к разовым шокам, и не влияющим на инфляцию в среднесрочной перспективе, так другие показатели, чтобы исключать из расчетов воздействие компонентов, носящих чисто немонетарный характер, воздействовать на которые Банк России не планирует.

В частности, Рабочая группа рекомендует Банку России при принятии решений учитывать такие показатели, как дефлятор ВВП, который отражает средний уровень инфляции по экономике в целом (6,4% в 4 квартале 2015 года), и индекс цен производителей, позволяющий оценить динамику конкурентоспособности отечественных производителей (0,9% в апреле 2016 года), уделяя им необходимое внимание и раскрывая их экономический смысл в своих публикациях. Кроме того, рекомендуется опубликовать ряды данных со значениями реальной, то есть за вычетом инфляции, процентной ставки по операциям предоставления ликвидности Банком России.

При этом в целях снижения неопределенности в политике и для обеспечения точности и надежности измерения инфляционных ожиданий предлагается информировать общественность не только о показателях оценки ожидаемой инфляции, сделанных на основе опроса “инФОМ”, которые достаточно сильно расходятся с официальными значениями инфляции, но и о результатах опроса других участников рынка.

В целях повышения предсказуемости и прозрачности денежно-кредитной политики Рабочая группа рекомендует Банку России в соответствии с международной практикой публиковать прогноз траектории изменения экономических индикаторов и ключевой ставки на среднесрочный период. Рекомендуется также раскрывать на сайте Банка России конкретные параметры моделей, используемых для поддержки принятия решений по денежно-кредитной политике.

В 2015 году реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам снизился на 16,5% (2014 году – на 8,4%), что стало следствием значительного падения цен на основные товары российского экспорта и большого объема выплат российских компаний по внешним займам в условиях отсутствия доступа к зарубежным рынкам. При этом Банку России в 2015 году в целом удалось не допустить чрезмерного уровня колебаний курса национальной валюты, в том числе благодаря оперативному расширению и последующему сворачиванию мер по предоставлению банкам валютной ликвидности на возвратной основе, которые доказали свою эффективность. Объем задолженности кредитных организаций по таким операциям, достигнув максимума в 36,9 млрд. долларов США в апреле 2015 года, к настоящему моменту сократился более чем вдвое.

Рабочая группа указывает на необходимость улучшения коммуникации Банка России с участниками рынка, совершенствования тактики и инструментария действий в кризисных ситуациях и повышения степени координации действий с Правительством Российской Федерации, крупнейшими банками и экспортерами, в том числе для снижения волатильности курсовых колебаний при значительном росте давления на курс рубля, носящем кратковременный или спекулятивный характер.

В этом контексте своевременным и оправданным является решение Банка России о начале снижения уязвимости российской финансовой системы к шокам на внешних рынках путем повышения требований к резервированию по обязательствам в иностранной валюте и коэффициентов риска по валютным кредитам. Возобновление операций Банка России по пополнению международных резервов при дальнейшем улучшении внешнеэкономической конъюнктуры будет способствовать повышению устойчивости финансовой системы страны.

В рамках программы докапитализации банковской системы на 1 января 2016 года 25 кредитным организациям были переданы средства в размере 802 млрд. рублей, при условии расширения кредитования приоритетных отраслей экономики. По данным отчетности банков перед Агентством по страхованию вкладов, среднемесячный прирост портфеля составил 2,5%. Необходимо продолжить осуществление тщательного мониторинга за использованием банками полученных от докапитализации средств, не допуская их направления на покрытие убытков по ранее выданным кредитам.

В 2015 году Центральный банк Российской Федерации продолжил использование специализированных механизмов для рефинансирования кредитных организаций в целях стимулирования структурных реформ в отдельных сегментах экономики, увеличив объем предоставленных в рамках их действия средств с 26 до 157 млрд. рублей при совокупном лимите в 230 млрд. рублей. Хотя необходимость такого инструментария не вызывает сомнений, имеется значительный резерв по повышению его эффективности путем как тонкой настройки параметров отдельных инструментов, так и посредством более качественного отбора компаний и проектов, исключив возможность финансирования тех из них, которые могут быть осуществлены на рыночных условиях.

В Годовом отчете указывается на рост банковского кредита по отношению к ВВП до 54,4% в 2015 году. Однако для получения целостной картины об уровне долговой нагрузки в экономике страны с целью более качественного макроэкономического планирования Рабочая группа рекомендует Банку России на регулярной основе раскрывать статистику по совокупной задолженности нефинансового сектора, с учетом внешней составляющей, облигационного рынка и иных долговых инструментов.

Банк России осуществлял управление резервными валютными активами, с целью обеспечения оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности. За 2015 год резервные валютные активы сократились на 14,2 млрд. долларов США, главным образом ввиду отрицательной курсовой переоценки. В качестве положительного фактора необходимо отметить увеличение доли монетарного золота в составе активов Банка России в золоте до 100%, что по состоянию на 1 января 2016 года составило 1382,5 тонны.

Рабочая группа указывает на целесообразность формирования географического распределения резервных валютных активов с учетом фактора надежности соответствующего контрагента, выраженного в том числе в исполнении ранее взятых на себя обязательств.

Рабочая группа также рекомендует Банку России публиковать данные об объективных показателях, характеризующих связанные с резервными валютными активами риски, а именно – средневзвешенный уровень государственного долга, дефицита бюджета и темпов роста денежной базы стран – эмитентов иностранных ценных бумаг и соответствующих валют.

В области надзора Банк России в 2015 году продолжил политику, направленную на оздоровление банковского сектора, вывод с рынка недобросовестных и нежизнеспособных организаций. При этом значительное количество кредитных организаций лишилось лицензии в результате утраты платежеспособности и достаточности капитала. В общей сложности их количество сократилось на 101 до 733 единиц. Число страховых случаев оказалось рекордным (77), а объем ответственности по ним за год вырос более, чем вдвое, достигнув 435,4 млрд. рублей. Столь значительный объем выплат вынудил Агентство по страхованию вкладов в целях восполнения Фонда обязательного страхования вкладов обратиться за стабилизационным кредитом к Банку России, лимит которого впоследствии увеличивался.

В ближайшие годы ввиду улучшения состояния банковской системы и в связи с уже состоявшимся выводом с рынка подавляющего большинства недобросовестных организаций Рабочая группа ожидает значительного сокращения количества отзываемых лицензий по сравнению с показателем 2015 года.

Вызывает серьезную обеспокоенность высокая доля несуществующих либо некачественных активов в кредитных организациях, что обнаруживается, как правило, уже после отзыва лицензии. В этой связи, заслуживает поддержки намерение Банка России по переходу к проактивной надзорной политике, для выявления проблемных ситуаций на ранних стадиях и более оперативного принятия решений. При этом одними из основных критериев эффективности такой политики должны стать динамика случаев восстановления финансового положения и нормальной работы кредитных организаций, а также повышение доли и качества реально существующих активов в тех банках, которые все же лишаются лицензии.

Рабочая группа поддерживает стремление Банка России к реализации риск-ориентированных принципов при осуществлении банковского надзора, предусматривающих приоритет содержательного подхода над формальным, требование наличия экономического смысла в действиях кредитных организаций и их клиентов, соразмерность применяемых мер нарушениям и выстраивание более эффективного канала для диалога с банками.

Банк России планирует в 2016 году завершить создание системы экспертизы стоимости залогов в целях формирования резервов, что обеспечит непрерывность процесса доформирования резервов и позволит пресечь возможность занижения банками сумм формируемых резервов.

Еще одной из приоритетных задач является усиление мер ответственности за использование различных схем по созданию фиктивного и некачественного капитала, и по выводу активов из кредитных организаций, в том числе с использованием трансграничных операций.

Значительные надзорные усилия были направлены на дестимулирование наращивания банками активов и пассивов в иностранной валюте, на борьбу с обходом ограничений открытой валютной позиции и противодействие спекулятивной игре против национальной валюты.

Получила развитие практика консолидированного надзора за банковскими группами, в том числе с учетом возможностей Банка России как мегарегулятора, что позволило более точно и полно оценивать риски в деятельности таких групп.

Была продолжена политика по повышению прозрачности структуры собственности кредитных организаций, являющихся участниками системы страхования вкладов, для чего информация о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки, стала размещаться на официальном сайте Банка России. В отношении регулирования кредитования банками бизнеса собственника рекомендуется, исходя из реалий российской экономики, соблюдать аккуратный подход, направленный в первую очередь на пресечение злоупотреблений и махинаций с их стороны.

Для системно значимых кредитных организаций с 1 января 2016 года было введено требование о соблюдении норматива краткосрочной ликвидности, с предоставлением возможности заключения договоров с Банком России об открытии безотзывной кредитной линии.

Обострилась проблема недостоверности аудиторских заключений, решение которой потребует корректировки действующего законодательства.

Важной задачей является поддержание должного уровня конкуренции в секторе банковских услуг и недопущение его чрезмерной концентрации. В частности, Рабочая группа указывает на необходимость обеспечения конкурентных, рыночных условия размещения средств при использовании спецсчетов, в том числе в отношении взносов граждан, направляемых на капитальный ремонт, исключив возможность обесценения средств бизнеса и населения.

Тяжелая ситуация с кредитованием малого бизнеса, уход которого с рынка ведет к снижению конкуренции и росту цен, вызвала необходимость в принятии дополнительных мер по его поддержке. В частности, были введены пониженные коэффициенты риска в отношении кредитных требований к субъектам малого бизнеса (75%), а также в отношении ипотечных жилищных ссуд (35%). Банку России рекомендуется вести мониторинг такой практики.

Рабочая группа рекомендует Банку России уделять повышенное внимание рискам лиц, берущих нецелевые кредиты под залог жилья, и имеющих при этом единственное жилье, и ввиду быстрого роста данного сегмента рассмотреть возможность введения ограничений с целью снижения рисков этих лиц, учитывая уроки от ситуации с валютной ипотекой.

Требует совершенствования методика и инструментарий по предупреждению банкротства кредитных организаций, для достижения, с одной стороны, его эффективности и снижения стоимости, а с другой – реальной востребованности таких процедур со стороны потенциальных инвесторов, которые должны принимать на себя адекватный уровень риска с четким пониманием экономической целесообразности участия в финансовом оздоровлении и своей меры ответственности. В этой связи своевременным является введение запрета на ухудшение финансового положения санируемого банка, в том числе путем передачи на его баланс плохих долгов.

Рабочая группа призывает при принятии решений о финансовом оздоровлении учитывать потери, которые несет добросовестный бизнес при отзыве лицензии у обслуживающего его банка – социальная и региональная значимость бизнеса, который может прекратить свое существование, должна являться одним из ключевых факторов целесообразности санации.

Вызывают серьезную обеспокоенность резко участившиеся случаи фальсификации и уничтожения баз кредиторов и вкладчиков менеджментом кредитных организаций, способные подорвать доверие к банковским вкладам как надежному способу сохранения сбережений. В этой связи Рабочая группа предлагает рассмотреть возможность введения на добровольной основе личного кабинета вкладчика на сайте Банка России, после подачи им соответствующего заявления, содержащего информацию о его вкладах в различных кредитных организациях, что повысит оперативность выявления подобных схем. Возможна также интеграция указанного личного кабинета с сервисами Портала государственных услуг Российской Федерации.

Необходимо обеспечить действенность механизмов ответственности руководства и собственников банков, уличенных в совершении крупномасштабных финансовых преступлений. Большинству по-прежнему удается уйти от ответственности, отделавшись минимальными штрафами и условными сроками, и перевести свои капиталы в другие страны.

Большое внимание в 2015 году уделялось формированию финансовой инфраструктуры в Крымском федеральном округе. На его территории действовало 584 подразделения кредитных организаций, благодаря чему уровень доступности банковских услуг приблизился к среднероссийскому показателю. Наблюдался активный рост количества и объема операций, совершенных с использованием платежных карт в Крымском федеральном округе, в 8,3 и 6,6 раз соответственно. Вместе с тем, ситуация с задолженностью жителей полуострова перед украинскими банками, которые отказались от собственных обязательств, но перепродали свои права требования определенным российским структурам, по-прежнему полностью не урегулирована, а методы их взыскания вызывают беспокойство. При ее разрешении Рабочая группа считает нужным исходить в первую очередь из необходимости обеспечения социальной стабильности в Крыму, а также из готовности украинских банков исполнять свои обязательства, при ограничении потенциальной прибыли финансовых посредников.

В 2015 году деятельность Банка России по построению эффективной системы контроля и надзора за финансовым рынком вышла на новый уровень. Был разработан стратегический документ – проект Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов, содержащий в себе описание планов по развитию всех секторов финансового рынка на среднесрочную перспективу.

Следует отметить направленность представленного документа на повышение уровня и качества жизни российских граждан, развитие российских компаний и регионов, экономики в целом. Банк России также определил мероприятия, реализацию которых необходимо осуществлять для достижения поставленных целей, сгруппировав их в 10 основных направлений. В апреле текущего года в Государственной Думе были проведены Парламентские слушания, прошедшие в конструктивном ключе, и по их итогам подготовлены рекомендации, которые будут учитываться при выработке Банком России окончательного варианта Основных направлений развития финансового рынка страны.

Банк России, получивший после его наделения полномочиями мегарегулятора возможность реализации политики по обеспечению стабильности финансовой системы в целом, в 2015 году продолжил проводить масштабные реформы в области регулирования и надзора за всеми сегментами финансового рынка, с целью повышения их устойчивости и прозрачности деятельности. В целом Рабочая группа считает решение о переходе к единому регулированию финансового рынка оправданным, а его реализацию на данном этапе успешной. При этом задача восстановления инвестиционной активности в стране посредством использования существующих и перспективных инструментов финансового рынка для стимулирования процесса трансформации сбережений в инвестиции является приоритетной.

Продолжилась унификация подходов к правилам и методам регулирования в различных сегментах рынка, при учете их секторальной специфики. Активно внедрялся риск-ориентированный подход и принцип пропорциональной регуляторной нагрузки с учетом системной значимости финансовой организации.

Совершенствовались требования к бухгалтерскому учету в некредитных финансовых организациях согласно Концепции развития бухгалтерского учета в НФО, направленной на сближение российских стандартов ведения бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности. Основой при разработке плана счетов и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций являются нормативные акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета, а также составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитными организациями. Это позволит регулятору получать более качественную картину процессов в разных сегментах финансового рынка.

Значительно увеличился объем статистической информации по различным видам некредитных финансовых организаций, раскрываемый Банком России, возросло количество и качество аналитических материалов. Рабочая группа рекомендует Банку России расширить объем публикуемой информации о состоянии и динамике развития как отдельных сегментов внутреннего финансового рынка, так и важнейших зарубежных рынков, процессы на которых могут существенно влиять на Россию. Кроме того, ввиду единства финансового рынка и взаимосвязанности процессов в его различных секторах, рекомендуется начать мониторинг рынков лизинга и факторинга, риски на которых сегодня не контролируются, с последующим принятием решения о целесообразности их отдельного регулирования.

Развивалась методика надзора за финансовыми группами и конгломератами, в том числе путем проведения одновременных проверок экономически взаимосвязанных организаций, что позволило выявлять и фиксировать высокорисковые операции и процессы.

Получили дальнейшее развитие подходы к выстраиванию механизмов саморегулирования в отдельных сегментах финансового рынка. Ввиду значительного количества некредитных финансовых организаций на рынке Банк России реально способен обеспечить лишь их относительно узкий охват прямыми проверками, вследствие чего большую роль в процессе мониторинга и надзора за ними будут играть саморегулируемые организации, однако при этом регулятору следует уделять повышенное внимание недопущению возникновения в последних конфликта интересов.

Следует в наибольшей возможной степени обеспечить соответствие действий руководства финансовых компаний интересам клиентов, а не исключительно решению задачи максимизации прибыли.

Кроме того, Рабочая группа считает целесообразным расширение полномочий Банка России в части установления требований к деловой репутации участников финансового рынка, что является условием его более эффективного очищения от недобросовестных игроков.

В сегменте страхования, несмотря на общее падение спроса ввиду замедления экономической активности, действующим организациям удалось обеспечить высокий уровень рентабельности капитала – 27,8% годовых. В этой связи представляется возможным совершенствование регулирования страховых тарифов на основе научно обоснованных подходов с использованием актуарного оценивания.

Был введен “период охлаждения” на страховом рынке, в течение которого страхователь может на разумных условиях отказаться от некоторых договоров добровольного страхования. Это не только повышает степень защиты прав потребителей страховых услуг, увеличивая эффективность борьбы с навязыванием отдельных видов страховых продуктов, но и способствует становлению более цивилизованного рынка.

Также был установлен порядок передачи страхового портфеля при применении мер по предупреждению банкротства, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, или отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности, в том числе предусматривающий в целях доведения до сведения страхователей обязательное опубликование Уведомления о намерении передать страховой портфель в газете “Коммерсантъ” в дополнение к существующим обязанностям страховщика.

На рынке ОСАГО, несмотря на корректировку тарифов и лимитов страховых сумм, а также запуск системы заключения договоров в виде электронных документов, в некоторых регионах имеет место снижение уровня доступности данного вида страхования, ввиду чего существует опасность увеличения масштабов торговли поддельными бланками ОСАГО, что может создать риск возврата к нецивилизованным отношениям при дорожно-транспортных происшествиях.

Кроме того, требует аккуратного подхода вопрос об обязательном натуральном возмещении по договорам ОСАГО ввиду того, что, по экспертным оценкам, сегодня лишь около 1% застрахованных лиц выбирают такой тип возмещения, сталкиваясь с необходимостью доплачивать за ремонт по зачастую завышенным расценкам. В этом вопросе важно не допустить существенного ущемления прав граждан, принимая во внимание, что их подавляющее большинство действуют добросовестно и рационально.

В целях контроля за финансовой устойчивостью отрасли Банком России был определен список системно значимых страховых организаций, а в отношении 118 организаций назначены кураторы. Ведется мониторинг за страховыми организациями, ведущими деятельность в социально значимых сегментах добровольного страхования.

В 2015 году завершился период подачи заявлений для включения негосударственных пенсионных фондов в систему гарантирования прав застрахованных лиц. На начало 2016 года в нее вошли 33 НПФ. Также за отчетный период из Пенсионного фонда Российской Федерации в НПФ было переведено 527 млрд. рублей средств пенсионных накоплений. Необходимо отметить высокий уровень рентабельности в сегменте НПФ. При этом доходность НПФ от инвестирования пенсионных средств зачастую не покрывала уровня инфляции. Рабочая группа рекомендует включать в Годовой отчет сведения о средневзвешенной доходности от инвестирования пенсионных накоплений и резервов.

Важно подчеркнуть, что ввиду длительного горизонта обязательств и растущего объема рынка от Банка России требуется дальновидный подход в отношении страховых компаний и НПФ, для того, чтобы обеспечить их долгосрочную платежеспособность. Чрезмерно бурный рост рынка может привести к опасности выбора рядом организаций модели поведения по типу финансовой пирамиды, что впоследствии обернется для отрасли крупными проблемами, сопровождаемыми массовыми нарушениями прав и интересов клиентов, а также необходимостью спасения отдельных компаний за государственный счет. Принципиальным решением представляется установление требований, аналогичных европейской директиве Solvency II, однако их внедрение может потребовать значительного времени, чем могут воспользоваться недобросовестные игроки.

В этой связи Банку России следует предельно ответственно отнестись к регулированию этих секторов, действуя на упреждение как в части надзора, так и в плане системы мотивации лиц, принимающих решения в данных финансовых организациях, а также направлений использования ими прибыли, не дожидаясь, когда накопление проблем приведет к их переходу в открытую плоскость, как это произошло в банковском секторе.

Значимым недостатком негосударственного компонента пенсионной системы является особенность механизма гарантирования, в соответствии с которым в случае утраты лицензии граждане получают обратно лишь номинал вложений по накопительной части пенсии, что с учетом длительного горизонта инвестирования и в условиях высокого по мировым меркам уровня инфляции означает практически полную потерю покупательной способности накоплений. В связи с чем, принимая во внимание увеличение горизонта инвестирования НПФ с 1 до 5 лет, Банку России рекомендуется повышать требования к качеству управления в НПФ, что будет способствовать росту реальной доходности инвестирования средств пенсионных накоплений, а также развивать механизм их санации для снижения потерь граждан.

Также Банку России рекомендуется сокращать предельную долю инвестиций НПФ в инструменты банков и финансовых институтов, с целью снижения рисков и диверсификации их вложений, и способствуя доведению средств пенсионных накоплений и резервов до реального сектора экономики.

Развитие рынка микрофинансирования потребовало от Банка России введения дифференцированного подхода к регулированию деятельности его участников с их разделением на микрофинансовые и микрокредитные компании, последние лишены права на привлечение средств населения.

В 2015 году Банк России ежеквартально рассчитывал и публиковал среднерыночные значения полной стоимости кредитов на рынке микрофинансирования, которые в зависимости от категории находились в диапазоне от 23,3% до 686,1% годовых. Вступило в силу ограничение максимальной стоимости потребительского займа величиной допустимого отклонения в одну треть от среднерыночного значения, что способствовало некоторому снижению уровня ставок на этом рынке.

Вместе с тем, по-прежнему необходима последовательная государственная политика по значительному снижению стоимости займов на рынке микрофинансирования, поскольку при сложившемся уровне ставок заемщик попадает в долговую зависимость и лишь накапливает проблемы. Федеральным законом №407-ФЗ от 29 декабря 2015 года величина начисленных процентов по договорам краткосрочных микрозаймов была ограничена четырьмя суммами долга, однако на практике установленный лимит оказался завышенным. В связи с чем, Рабочая группа считает своевременным решение о снижении указанного лимита до уровня в три суммы долга, а также ограничение иных платежей двумя суммами просрочки по долгу.

С другой стороны, приведение размера финансовых требований в разумные рамки позволит создать условия для укрепления финансовой дисциплины клиентов, которая является краеугольным камнем для обеспечения устойчивости финансовой системы.

Вызывают обеспокоенность Рабочей группы методы взыскания с граждан просроченной задолженности работниками коллекторских агентств. Для урегулирования этой проблемы подготовлен соответствующий законопроект, предусматривающий создание государственного реестра лиц, занимающихся взысканием долгов, и установление относительно жестких стандартов их деятельности. Вместе с тем, в российских реалиях, где подобная деятельность зачастую уже носит криминальный характер, санкции за незаконную деятельность по возврату долгов могут оказаться недостаточно действенными. В связи с чем, представляется уместной постановка вопроса о введении ответственности финансовых организаций за передачу прав требования “черным коллекторам”, не входящим в государственный реестр, в виде кратного штрафа от величины переданных требований.

В Отчете отмечается высокая доля отсутствующих по адресу местонахождения или не ведущих реальной деятельности ломбардов: такие проблемы отмечаются у 4637 из 8417 организаций, в связи с чем представляется необходимым продолжить расчистку данного рынка.

Начата системная работа по выявлению организаций, осуществляющих нелегальную финансовую деятельность в отношении физических лиц, с использованием модели автоматизированного надзора. Значительные усилия направляются Банком России на пресечение и предупреждение деятельности финансовых пирамид.

Банк России в 2015 году начал аккредитацию форекс-дилеров. Рабочая группа считает необходимым ограничить возможность участия населения на этом рынке только квалифицированными инвесторами.

Динамично развивался в 2015 году российский рынок корпоративных облигаций, объем которого вырос на 21,8% до 8,1 трлн. рублей. Вместе с тем, в настоящее время возможности российских граждан по инвестированию в ряд инструментов долгового рынка сильно ограничены высокими входными барьерами. В связи с чем, представляется целесообразной реализация мероприятий по упрощению для физических лиц возможностей по инвестированию в долговые бумаги отечественных эмитентов, что позволит последним привлечь “длинные деньги” от населения.

Большое внимание Банк России уделяет анализу и оценке возможного использования новых финансовых технологий, основанных на применении дистанционных и безбумажных методов, и являющихся драйвером развития современной финансовой индустрии. Создание соответствующего департамента в структуре Центрального банка является очень своевременным решением. В этой связи Рабочая группа рекомендует Банку России публиковать исследовательские и аналитические материалы на данную тематику, в том числе обзоры международного опыта.

Была продолжена работа по расширению доступности финансовых услуг, защите прав их потребителей и инвесторов. Обеспечение должного уровня защиты прав потребителей услуг финансовых организаций является важнейшим условием дальнейшего развития всего рынка.

В 2015 году Банком России проведена серьезная работа по полному переходу на электронный документооборот. Принят Федеральный закон от 13 июля 2015 года №231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который законодательно закрепил обязанность некредитных финансовых организаций, саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка взаимодействовать в электронном виде посредством информационных ресурсов с Банком России путем направления в Банк России отчетности, документов (информации), сведений и получения от Банка России требований (предписаний) Банка России, запросов Банка России и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере финансовых рынок в виде электронных документов. Также данным законом предоставлено право эмитентам ценных бумаг, соискателям лицензий и свидетельств, выдаваемых Банком России и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации о некредитных финансовых организациях взаимодействовать с Банком России в электронном виде.

Развитие взаимодействия с участниками рынка и физическими лицами в электронной форме следует продолжить. Более того, необходимо повысить оперативность и действенность реагирования на жалобы в отношении действий финансовых организаций, чьи односторонние и не соответствующие букве и духу договоров решения нередко остаются безнаказанными, а угроза воздействия со стороны Федеральной антимонопольной службы и судебных претензий при этом оказывается малоэффективна. В связи с вышеизложенным, Банку России рекомендуется провести анализ наиболее массовых подобных случаев и представить предложения по расширению мер воздействия на менеджмент и сами финансовые организации с целью скорейшего устранения ими нарушений.

Также на безвозмездной основе в течение 2016 года проводятся учебные мероприятия, организованные Банком России, по переходу на новый план счетом для НФО и новые отраслевые стандарты бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности НФО.

Неотделима от решения задачи построения цивилизованного рынка и деятельность Банка России по повышению финансовой грамотности населения, которая имеет большую социальную значимость. Для достижения этой цели предлагается не только разрабатывать соответствующие учебные курсы, но и размещать пособия по повышению финансовой грамотности в открытом доступе на сайте Банка России.

Банк России начал публикацию информационных брошюр, посвященных различным аспектам работы на финансовом рынке. Рабочая группа рекомендует расширять такую практику путем подготовки брошюр, которые станут путеводителем на финансовый рынок для населения и предпринимателей, а также повышать доступность баз данных по финансовому рынку, которые должны быть общественным благом.

В рамках деятельности по регулированию, контролю и надзору в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банк России осуществлял работу по внедрению положений Кодекса корпоративного управления в практику российских акционерных обществ. Улучшение качества корпоративного управления и повышение управленческой грамотности менеджмента отечественных компаний, а также наличие и действенность “кадровых лифтов” внутри компаний будут способствовать повышению эффективности функционирования российской экономики.

Важно отметить необходимость обеспечения бесперебойной работы инфраструктурных организаций финансового рынка. В 2015 году наблюдалось значительное количество сбоев в работе Московской биржи, что снижает инвестиционную привлекательность российского рынка.

В 2015 году Банк России принимал активное участие в развитии биржевой торговли товарами. У данного направления имеется большой потенциал для развития благодаря механизму гарантированных поставок. Следует использовать это преимущество для роста международного признания отечественных бирж, повышения их емкости с перспективой получения российскими компаниями возможности влиять на ценообразование на отдельных товарных рынках.

В 2015 году было продолжено совершенствование регулирования актуарной деятельности, проведены первые квалификационные экзамены для лиц, желающих вступить в саморегулируемые организации актуариев, которые успешно сдали 28 человек. По итогам пяти аттестаций статус ответственных актуариев, имеющих право осуществлять обязательное актуарное оценивание, получили 98 специалистов.

Значимым событием минувшего года стало вступление в силу федерального закона, установившего правовые основы рейтинговой деятельности на территории страны, которая нуждалась в переформатировании после введения политически мотивированных санкций со стороны отдельных государств, подорвавших доверие к международным агентствам. Также при Банке России был создан Совет по вопросам деятельности кредитных рейтинговых агентств, а крупнейшие кредитные организации получили возможность использования внутренних рейтингов.

Банку России необходимо продолжить работу по повышению самостоятельности и профессионализма рейтинговой индустрии в Российской Федерации, и по дальнейшему снижению зависимости от оценок иностранных рейтинговых агентств. Важным этапом в осуществлении этой работы станет начало полноформатной деятельности национального Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), что должно способствовать повышению прозрачности этого рынка. Следует создавать условия для международной экспансии российских рейтинговых агентств.

Одним из приоритетных направлений деятельности Банка России продолжает оставаться международное взаимодействие, которое необходимо осуществлять в том числе с целью построения более устойчивой, справедливой и эффективной архитектуры мировых финансов, посредством более активного участия в выработке глобальных правил в этой сфере.

К числу наиболее значимых достижений отчетного периода в данной области следует отнести начало полноценного функционирования двух новых финансовых институтов БРИКС - Пула условных резервных валют и Нового банка развития. Также в январе 2016 года произошло долгожданное вступление в силу пакета реформы квот и системы управления МВФ, в результате которой совокупная доля голосов стран БРИКС вплотную приблизилась к блокирующему пакету голосов. Кроме того, Банк России принимал активное участие в доработке договорно-правовой базы и в работе консультативных и рабочих органов управления Евразийского экономического союза. Информационному освещению этой деятельности в будущем рекомендуется уделять больше внимания.

В 2015 году Банк России продолжил работу по развитию платежной системы страны, в жесткие сроки создав технологическую платформу для Национальной системы платежных карт (НСПК). Крупным достижением явился перевод внутрироссийских операций по картам всех платежных систем, включая международные, на процессинг НСПК, что будет способствовать обеспечению бесперебойности внутренних расчетов.

Важнейшим этапом в построении действительно независимой внутренней финансовой индустрии стало начало эмиссии собственных карт национальной платежной системы “Мир”. Ведется работа по открытию инфраструктуры для приема этих карт внутри страны, обеспечению возможности их использования за рубежом, а также по подготовке отечественных финансовых продуктов к выходу на международный рынок, в партнёрстве с ведущими иностранными компаниями.

С целью уменьшения внешних рисков при осуществлении платежей и расчетов Банк России доработал свои системы, обеспечивающие передачу финансовых сообщений, в том числе в формате SWIFT, и приступил к их эксплуатации. Также в 2015 году проводились работы по созданию перспективной платежной системы Банка России.

Банк России в 2015 году продолжил политику, направленную на усиление противодействия проведению финансовыми организациями сомнительных операций, осуществляемых в том числе с использованием различных схем с ценными бумагами, а также путем завышения стоимости импорта в Россию. В результате повышения эффективности выявления и борьбы с такими операциями их объемы, которые еще несколько лет назад достигали 10 млрд. долларов США в квартал, сократились в течение отчетного периода почти в 6 раз и составили 1,5 млрд. долларов США.

В области борьбы с легализацией преступных доходов одним из приоритетных направлений явилось обеспечение доступа всех субъектов исполнения Федерального закона №115-ФЗ от 7 августа 2001 года к информации о лицах, в отношении которых применялись ограничительные меры, что должно позволить финансовым организациям более точно оценивать риски приема таких клиентов на обслуживание.

Банк России принял участие в работе по созданию межведомственной системы контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа. Отдавая должное необходимости усиления контроля за использованием средств при осуществлении гособоронзаказа, Рабочая группа отмечает определенные проблемы при использовании спецсчетов в Минобороны, которые могут приводить к нарушению производственно-инвестиционной деятельности оборонных и смежных предприятий, и призывает доработать порядок их применения. Вместе с тем, в целом Рабочая группа считает вектор усиления контроля за бюджетными средствами приоритетным.

Банк России продолжил реорганизацию структуры внутренних подразделений, в том числе для исключения дублирующих функций и оптимизации их численности. В 2015 году численность персонала Банка России сократилась на 2,4 тыс. единиц, или 3,9%, до 59,4 тыс. единиц, а с начала 1999 года сокращение составило почти 40 тыс. человек.

Отмечая необходимость данного процесса, Рабочая группа подчеркивает, что проводимая политика оптимизации расходов, возможная во многом благодаря интенсивному развитию информационных технологий, имеет свои пределы, должна быть технологически и организационно обоснована, не идти в ущерб эффективности работы или создавать риски снижения кадрового потенциала Банка России.

В 2015 году в Банке России был образован Департамент исследований и прогнозирования, который начал публикацию докладов и аналитических записок по исследовательской тематике. Учитывая активное развитие данного направления, рекомендуется публиковать на регулярной основе бюллетень с информацией о наиболее значимых результатах исследований и разработок, что позволит финансовым властям страны учитывать достижения современной экономической науки при принятии своих решений. В частности, предлагается уделить первостепенное внимание исследованию международного опыта таргетирования инфляции в странах со схожей с Российской Федерацией структурой экспорта.

Рабочая группа поддерживает стремление Банка России четко следовать принципу информационной открытости, и рекомендует, в соответствии с широкой международной практикой, в ближайшее время перейти к раскрытию итогов голосования Совета директоров Центрального банка по важнейшим вопросам его деятельности, а также публиковать особое мнение и аргументацию тех членов Совета директоров, чья позиция в ходе обсуждения не совпадала с итоговой.

Подводя итог рассмотрения Отчета, как важнейшего инструмента повышения информированности экономических агентов относительно процессов, происходящих в российской финансовой системе, и проводимой денежно-кредитной политики, Рабочая группа призывает Банк России обратить внимание на высказанные рекомендации с целью их учета в дальнейшей работе.

С учетом вышеизложенного, Рабочая группа рекомендует Государственной Думе принять к сведению Годовой отчет Банка России за 2015 год.

 

 

Председатель Рабочей группы по подготовке к рассмотрению Государственной Думой Годового отчета Банка России за 2015 год В.В. Кумин.

 

 

Архив новостей


<Март 2024>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627293031
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
 

Новости с сайта КПРФ

Главное меню

Наш Баннер

Размести наш баннер
на своем сайте
КПРФ ЕАО
HTML-код баннера

РЕКОМЕНДУЕМ

Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Сайт создан в 2011 году по заказу Регионального Отделения КПРФ Еврейской автономной области   © 2011.