Репортаж из с. Головино |
![]() |
Трудом да терпением Освещая наводнение, обрушившееся в конце июля на нашу область, местные СМИ, как правило, показывают Ленинский район. Оно и понятно, ибо это муниципальное образование больше всех пострадало от амурского потопа. Не обошла вниманием областная пресса и Смидовичский район, в особенности пос. Николаевка, имени Тельмана, Приамурский. Кадры оттуда регулярно демонстрировали по телевидению. Однако меньше всего повезло селу Головино Биробиджанского муниципального района. А ведь в этом населенном пункте 30 домов оказались в зоне затопления. Один из моих собеседников Владимир Борисович Иванушка принадлежит к числу настоящих деревенских тружеников, да таких, каких нынче немного. Как глава пострадавшего от наводнения семейства, он охотно поведал нашей газете о своих проблемах. – Вода нахлынула внезапно, – вспоминает Владимир Борисович. – Я встаю обычно рано, в полшестого - шесть часов. В то утро я заметил, что вдоль улицы бежит небольшой ручеек. Пока коров покормил, пока подоил, выхожу – не понял: половина огорода уже затоплена. Днем приехала глава администрации Альбина Максимовна. Говорит, надо эвакуироваться. Мы давай быстрее сено грузить, ведь полный сенник был. Два дня его спасали, а на третий день принялись за домашние вещи. Подогнали трактор. Ну что мы смогли погрузить? – задается риторическим вопросом Владимир Борисович. – Телевизор, компьютер, швейную машинку. При этом уже ходили по колено в воде.
Покидать родное жилище в ближайшее время семья не намерена. Сейчас все усилия она направила на то, чтобы подготовить дом к зиме. – У нас же хозяйство, – говорит Любовь Егоровна, – куда ж мы поедем. – Только крупнорогатого скота десять голов и еще одиннадцать поросят, – уточняет Владимир Борисович, – поэтому мы занимаемся восстановлением дома. И в самом деле, зайдя внутрь, мы обнаружили все атрибуты ремонта. Помимо этого в доме постоянно топится печка. Так хозяева стараются избавиться от грибка и сырости. Тепловую пушку, полученную в местной администрации, к сожалению, использовать не получилось. Проводка старая, греется.
– До сих пор, – говорит Владимир Борисович, – удавалось выкручиваться самостоятельно, дети здорово помогают. Местные чиновники обещают рассчитаться уже на днях, но одними компенсациями вряд ли удастся обойтись. Кроме восстановления дома и имущества, необходимо решить и те насущные проблемы, с которыми столкнулось хозяйство. Впереди зима, а скотина обеспечена кормами приблизительно наполовину. – Заняли денег – купили 20 мешков овса, – рассказывает Владимир Борисович. – Кроме того, приобрели 5 мешков комбикорма, но этого крайне недостаточно. Есть небольшие запасы сои. Сена успели купить только 24 рулона, а требовалось 50. Как быть? Нужно подкармливать коров, телят, а нечем. Травы уже нет, выручает только то, что в округе много соевых полей, которые не удалось убрать из-за наводнения. Вот коровы и ходят за 6-10 километров пастись. Надои падают, сейчас корова дает 2-3 литра молока. А давала, если брать в среднем по прошлым годам, 8 литров, и это уже в осеннее время, - привел пример мой собеседник. На мой вопрос о том, будет ли он добиваться от местной власти помощи в заготовке кормов на зиму, Владимир Борисович пожимает плечами. Из дальнейшего разговора становится понятно, что надеется он только на собственные силы. Пенсию, мол, получим, сами достанем, худо-бедно переживем. И это обстоятельство хочется подчеркнуть особо. Не привыкли честные труженики что-либо требовать у государства. И трудно сказать, хорошо это или нет. Видимо, такова особенность нашего национального менталитета. Только своим трудом, своим прилежанием, своим терпением привык русский человек решать личные проблемы. С одной стороны, это вселяет оптимизм и демонстрирует нравственную силу нашего народа. Но с другой стороны, возникают естественные опасения, что чрезмерная терпеливость людей развращает власть предержащих, способствует безнаказанности чиновников. Однако всему есть предел. И, видимо, об этом говорил великий русский поэт Николай Некрасов в своей поэме «Железная дорога»: Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную – Вынесет все, что господь ни пошлет! Вынесет все – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придется – ни мне, ни тебе. Прошу извинить, уважаемые читатели, за лирическое отступление от темы. Думаю, что невозможно иначе выразить наблюдения, которые мне удалось почерпнуть из общения только с одной семьей пострадавшего от наводнения села Головино. Но на этом репортаж не заканчивается. Продолжение следует. Владимир САХАРОВСКИЙ |