«Пациент скорее мертв»: в Биробиджане «загибаются» муниципальные предприятия Печать

На грани краха оказались многие муниципальные предприятия в Биробиджане. В неспособности городской власти наладить эффективное развитие экономики и избежать «долговых ям» фактически признался градоначальник Александр Головатый, сообщает корреспондент интернет-газеты «Набат».

Накануне в областном центре состоялось одно из последних заседаний городской Думы текущего созыва. С основным докладом выступил мэр Биробиджана Александр Головатый, который рассказал об итогах социально-экономического развития столицы ЕАО в 2018 году.

Происходящее напоминало сцену из театра абсурда или известную кинолекцию «Есть ли жизнь на Марсе» (только графина не хватало). Ведь в 2018 году Александр Головатый не имел никакого отношения к Биробиджану, являясь мэром города Облучье. Тем не менее, он отчитался о работе, которую проделала «команда Коростелева».

Начало доклада было оптимистичным. В частности, градоначальник сообщил о том, что среднемесячная заработная плата в Биробиджане в прошлом году составила 39 тысяч рублей, показав рост на 11,6% по сравнению с 2017 годом. (от автора: так и виделось при этом, как к окошечку кассы местного завода подходят в конце месяца токари, фрезеровщики и другие работяги и, широко улыбаясь, получают весомую пачку купюр – плату за добросовестный труд).

Как сообщил мэр, есть успехи и в других направлениях. Так, например, численность работников на предприятиях и в организациях городского округа в отчетном периоде увеличилась на 0,6% и составила 23615 человек. В 2018 году отсутствовала задолженность по зарплате перед работниками предприятий и организаций городского округа.

На этом плюсы практически закончились и начались минусы, свидетельствующие о нездоровой ситуации в местной экономике. Так, например, объем жилищного строительства в прошлом году в Биробиджане упал на 56%, по сравнению с 2017 годом. В 2018 году в бюджет городского округа от использования муниципального имущества поступило 89 миллиона рублей, что на 14 миллионов меньше, чем в 2017 году. Невыполнение плана по доходам связано с неплатежеспособностью арендаторов.

Плачевна ситуация и с муниципальными предприятиями. Одно из них, Биробиджанское ПАТП, находится на стадии банкротства.

— Все имущество этого предприятия арестовано и находится в конкурсной массе. В ближайшее время конкурсный управляющий выставит это имущество на торги. Наша задача – не допустить того, чтобы продажа данного имущества осуществлялась отдельно по каждому объекту. Мы обратились в суд, чтобы сформировать единый комплекс для продажи. Потому что если продавать предприятие по «запчастям», есть вероятность того, что его разберут по мелким составляющим, и мы получим серьезную проблему. Что касается вообще деятельности данного МУПа, я убежден, что на сегодняшний день транспортное сообщение в Биробиджане не сбалансировано. Конфликты между водителями возникают почему? Потому что на некоторых маршрутах автобусы ходят друг за другом по 5-6 штук, а на некоторых маршрутах автобусов не хватает. Задача мэрии – детально изучить этот вопрос и принять принципиальное решение. Транспортная реформа, которую провели в Биробиджане, опять требует пристального внимания, — подчеркнул Александр Головатый.

В тяжелом положении оказалось и МУП «Транспортная компания» (ТК), созданная на руинах предшественника. Как сообщила заместитель прокурора Биробиджана Олеся Ключенок, долги ТК перед налоговыми органами составили 7,5 миллиона рублей, на сумму 1,7 миллиона рублей не выплачена зарплата работникам.

— Это предприятие еще живет старым временем. Я посмотрел штатное расписание – волосы дыбом встают! Одни за баранкой сидят, другие в гараж загоняют, а третьи ремонтируют – представляете? Если взять предпринимателя, то два водителя работают в одном автобусе по графику и обслуживают его. А у нас на каждого водителя – еще два человека, которые его обслуживают. А мы содержим это за счет бюджета города. Свое предприятие мы похоронили года три назад. Назад дороги нет – не получится вернуться к транспортному обслуживанию населения только через МУПы. А пока надо стабилизировать работу «Транспортной компании», чтобы дотации из бюджета были минимальные, — пояснил Александр Головатый.

На грани банкротства оказывался и местный «Водоканал». Это муниципальное предприятие втянуто в судебные тяжбы с комитетом тарифов и цен правительства ЕАО.

— Предприятие и конкурсный управляющий настаивают на том, что установленные тарифы не отвечают себестоимости этой услуги за прошлые года. Сегодня там назначена очередная экспертиза тарифов. Если закончится в положительную сторону, то на плечи областного бюджета лягут обязательства по компенсации выпадающих доходов предприятия. Если решится в отрицательную сторону, «Водоканал» будет проходить процедуру банкротства. Все имущество, которое на балансе данного предприятия, будет выставлено на продажу. Как показывает практика, такая коммунальная структура большим спросом не пользуется. В этом году мы планируем решить вопросы с «Транспортной компанией», а в следующем году нужно определиться с «Водоканалом», — рассказал градоначальник.

Затем он поведал о возмутительной ситуации с МУП «Городская управляющая компания», которая оказалась несостоятельной во всех отношениях.

— Как выяснилось, у этого предприятия ничего своего нет, это – мертворожденный ребенок. У них даже договоры на обслуживание жилых домов (например, услуги слесаря) были заключены с индивидуальными предпринимателями. Сами они ничего не делали, техники нет. Ничего нет – только делали долги. Плюс к этому приносят справку: у нас – задолженность по заработной плате, требуем выделить дотацию на покрытие расходов на выплату заработной платы, — пожаловался мэр Биробиджана.

По его словам, жилой фонд, который обслуживала «Городская управляющая компания», передан управляющей компании «Монарх» – по решению управления ЖКХ мэрии Биробиджана. Но жильцы переданных домов могут выбрать себе другую управляющую компанию – в соответствии с жилищным законодательством. (От автора: почему дома передали на обслуживание именно «Монарху», а не другой управляющей компании, вразумительного ответа градоначальник так и не дал).

Депутаты поинтересовались судьбой скандально известного МУП «Комбинат школьного и студенческого питания». Выяснилось, что и у этого предприятия образовались внушительные долги, несмотря на «золотые завтраки» для школьников, опустошающие родительский бюджет. На какие средства будут приобретаться продукты к новому учебному году, депутатам непонятно.

Градоначальник заверил, что ситуация с «Комбинатом школьного и студенческого питания» находится под контролем, но о конкретных путях решения проблемной ситуации не рассказал. Сентябрь покажет, насколько эффективным оказался целевой контроль, и «есть ли жизнь на Марсе» – то бишь в Биробиджане…

Сергей БОРИСОВ

Областная независимая интернет-газета «Набат»

Фото: «Набат»