И вера, и надежда, и любовь. Памяти Владимира Меньшова Печать

Мы, как и вся Россия, понесли огромную утрату – ушел из жизни наш добрый и дорогой друг, Владимир Валентинович Меньшов. Необыкновенный Человек. Гениальный художник. Верный в дружбе и большом деле. Мужественный и твердый в гражданских поступках. Максималистски честный в своем трудном режиссерском ремесле и творчестве. Мастер, признанный и высоко оцененный мировым кинематографическим сообществом. Педагог, неподдельно любимый своими учениками.

Как режиссер он всегда брался за заведомо проблемные темы и материалы в кино. Он ступал на тонкий лед «не модного», как выражались киношные снобы, кино и смело творил шедевры – таковы его фильмы «Москва слезам не верит», получивший международную премию «Оскар», и «Любовь и голуби» - фильм, ставший семейной реликвией миллионов советских зрителей. Он никогда не стремился к оригинальному и ложно утонченному в своем искусстве. Хотя был способен на экстравагантность и буффонаду, как в «Ширли-мырли».

В своих актерских амплуа он предпочитал личностей, людей на своем месте. Таким он и запомнился в фильме «Человек на своем месте» - молодым, увлеченным, страстно желающим служить земле, на которой вырос.

По моему ощущению, Владимир Валентинович как будто следовал пушкинскому ценнейшему умозаключению, открывающему тайну гения: «Тонкость - не доказывает еще ума. Глупцы и даже сумасшедшие бывают удивительно тонки… тонкость редко соединяется с гением, обыкновенно простодушным, и с великим характером, всегда откровенным».

Его главные фильмы, как и большая русская советская литература «деревенщиков», тяготели к простому человеку. Современные кинокритики предпочитают не говорить о том главном, что и сделало фильм «Москва слезам не верит» народным. А самого Владимира Меньшова – народным режиссером. В оскароносном фильме он показал Москву рабочую, если хотите «лимитную» - яркую, трудовую, веселую, любящую свою страну и, потому, столицу. Меньшов был влюблен в простого русского человека, влюблен в свое время, в его реалии – в кадре он воспел даже старый советский «Москвич» и тесное, но дружеское советское садовое товарищество. И этим он зацепил сердце всей рабочей Москвы и России.

Фильм «Любовь и голуби» неожиданно открыл нам Россию не просто деревенскою, но глубинную, окраинную, пригородную, с ее уходящей кадрилью на тесовых мостках, с ее простодушными героями, с ее голубиными легендами, которые всегда кружат над Россией.

Когда он, уже увенчанный «Оскаром», и - что для него было важнее всего – любовью своего народа, отказался вручать премию фильму «Сволочи», жаждущая правды Россия снова вздрогнула, опять получила заряд нравственной энергии, снова выпрямилась. В этом и была его человеческая прямота и непосредственность. Как горько терять в его лице эти редкие, уходящие в историю качества! Как горько прощаться с красивым и большим Человеком!

Он родился в Баку и вырос на юге – в Астрахани, но признавался: «Моя любовь на севере». Его всегда тянуло к чистому, не замутненному модой природному пространству, бесхитростному, ясному человеческому характеру. Он отдал ему свое сердце.

Скорбим! Но верим, что бессмертные киноленты Владимира Меньшова, его русское кино всегда будет с нами, будет так же любимо нашими детьми и внуками.

Вечная память!

 

Председатель ЦК КПРФ,

Руководитель фракции КПРФ

в Государственной Думе ФС РФ

Г.А. Зюганов.